1813-1822 Деятельность после войны 1812 года, занятия музыкой

Исторические события и процессы Российской империи

Геополитика

1814-1822

Зарождение декабристского движения среди офицеров Российской армии под влиянием философии западных мыслителей и участием в заграничных походах против Наполеона.

Начиная со второй половины 1810-х годов, часть представителей русской знати и дворян считали самодержавие и крепостное право губительными для дальнейшего развития страны. В их среде существовала система взглядов, реализация которых должна была изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовали:

- влияние работ западных философов эпохи Просвещения: Вольтера, Руссо, Монтескьё, Ф. Р. Вейсса;

М. А. Дмитриев-Мамонов и М. Ф. Орлов

- знакомство многих офицеров, участвовавших в Заграничном походе русской армии при разгроме Наполеона, с политической и общественной жизнью в государствах западной Европы;

- несогласие с политикой правительства императора Александра I.

Идеология декабристов не была единой, но в основном была направлена против самодержавия и крепостного права. При этом Декабристское движение было тесно связано с польскими тайными обществами, с которыми с 1824 года имело соглашение о совместном восстании.

В 1814 г. в Москве М. Ф. Орловым и М. А. Дмитриевым-Мамоновым была создана тайная организация «Орден русских рыцарей» (1814—1817). Она ставила своей целью учреждение в России конституционной монархии. По мнению Н. М. Дружинина, «Проект Дмитриева-Мамонова восходит к масонско-мистическому революционаризму эпохи Великой Французской революции».

В марте 1816 года гвардейские офицеры (Александр и Никита Муравьёвы, капитан Иван Якушкин, Матвей и Сергей Муравьёвы-Апостолы, князь Сергей Трубецкой) образовали политическое тайное общество «Союз спасения» (с 1817 «Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князь И. А. Долгоруков, майор М. С. Лунин, полковник Ф. Н. Глинка, адъютант графа Витгенштейна (главнокомандующего 2-й армией) Павел Пестель и другие.

Устав общества («Статут») был составлен в 1817, а его целью было: 

- трудиться всеми силами на пользу общую, 

- поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия,

- препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки:

1) обличая косность и невежество народа, 

2) несправедливый суд,

3) злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, 

4) лихоимство и казнокрадство,

5) жестокое обращение с солдатами, 

6) неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, 

7) засилье иностранцев. 

Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев». Их предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

Предложение И. Д. Якушкина осуществить цареубийство во время пребывания императорского двора в Москве вызвало осенью 1817 разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

Сергей и Матвей Муравьёвы-Апостолы, князь Сергей Трубецкой

В январе 1818 был образован «Союз благоденствия» (1818—1821). О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» в Петербурге, Москве, Тульчине, Полтаве, Тамбове, Нижнем Новгороде, Кишинёве. Их было около 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось распространение «истинных правил нравственности и просвещения», помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей.

Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «правовые государственные учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании в Петербурге в январе 1820 при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложена П. И. Пестелем).

Устав общества (так называемая «Зелёная книга», точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым) был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичу Константину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. 

Но взгляд его изменился после известий о революциях 1820 в Испании, Неаполе, Португалии и бунта Семёновского полка (1820).

П. И. Пестель

Приняты были только некоторые меры предосторожности: 

- в 1821г. сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе; 

- 1 августа 1822 последовало высочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. 

- вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, получена была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе 1821 в Москве был созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (из Петербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадёжных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

На основе «Союза благоденствия» 1821 года возникли сразу 2 крупные революционные организации: Южное общество в Киеве и Северное общество в Петербурге.