Разделы
1765-1772 Раннее детство
Культура
1770-1790
Создание и деятельность в Слониме театра Михаила Казимира Огинского. Возведение в стиле барокко оперного театра – «Дома оперы, функционирование на канале Огинского «плавучего театра» на баржах.
Театр в Слониме основан в 1770 году (рисунок-реконструкция В.Л. Гриневича), прекратил деятельность после 1791 года. В театре работали профессиональные итальянские, немецкие, польские певцы, крепостной хор и балет. Балетная труппа подготавливалась в Слонимской балетной школе. Представления сопровождала Слонимская капелла Огинского. При театре в 1770-1780-ых годах действовала Слонимская музыкальная школа. В школе обучались мальчики и девочки, в том числе крепостные.
Согласно «Инвентарному списку инструментов и музыкальных бумаг» от 1801 года собрание нот произведений, которые исполнялись в театре Огинского, включало 60 опер, 18 балетов, 3 музыкальные комедии, 253 симфонии и более 460 других музыкальных произведений (оратории, арии, музыка для дивертисментов, танцев и пр.). Среди исполнителей выделялись дочь «мэтра игры на клавикорде» Д. Грабенбауэра, Г. Давиа, П. Дроздовская, Лесевичевна, Конопковна, Шуцкая и др.; солисты Янский и М. Лазарини. Филиалы театра работали также в Седльце (Польша) и Телеханах (Ивацевичский р-н Брестской обл.).
В 1771 году на канале Огинского функционировал «плавучий театр» на баржах, который предназначался для постановки летом театральных спектаклей. В 1777-1788 годах по проекту известного итальянского архитектора и декоратора Иноченца Мораино вблизи дворца на берегу малого канала Огинского на месте театрального помещения, построенного ранее Сапегой, был возведен в стиле барокко оперный театр – «Дом оперы», (разрушен после 1804 года).
Театр представлял собой каменное двухэтажное покрытое черепицей здание, на переднем фасаде располагались большие двустворчатые стеклянные двери. В театре имелись двухъярусные ложи, в каждой был красивый паркетный пол и камин. Особенно выделялась богато украшенная картушем с гербом монарха королевская ложа. Осветлялось здание роскошной хрустальной люстрой, а также многочисленными расположенными около стен лампами и настенными светильниками.
Для украшения театра служили находившиеся в фойе четыре алебастровые фигуры. Большая сцена театра была приспособлена для показа самых сложных спектаклей, оперных и балетных постановок, с выходом большого количества певцов и статистов, театрализованных конных баталий и водных феерий. Сцена была разделена на две половины: передняя ее часть предназначалась для игры актеров, а задняя служила для показа сцен на лодках.
В этом случае часть сцены через систему труб заполнялась водой из соседнего выше расположенного става (пруда). Когда же вода была не нужна, а по ходу действия пьесы имела место какая-либо битва или марш войск, то эта часть сцены закрывалась толстыми щитами, а с тыльной ее стороны открывались огромные ворота, через которые врывались всадники. Технические возможности позволяли показать также и два фонтана, которые начинали бить на сцене, освещаясь бенгальскими огнями (при театре работал пиротехник – «мастер по фейерверкам» Т.Г. Ваксмунт).
Кроме зрительного зала почти на тысячу мест имелись другие помещения. Для исполнения высокохудожественных произведений и воплощения технических новшеств приглашались известные мастера из-за границы. Администратором придворного театра и капеллы был генерал-адъютант литовских войск Станислав Вайнилович, который с 1776 по 1792 годы находился на службе у гетмана Огинского.
Декорации для театра создавали И. Мораина и театральный машинист Жан Бои (Ян Бой), художники театра: К. Атасельский, А. Штровбл (1776-1778 гг.), И. Регер (1776-1778 гг.), Й. Рустемас(1788-1790 гг.), А.С. Домбровский, крепостные мастера-декораторы Михаил, Николай, Янок и др.
Слонимская капелла Огинского в 1765-1793 годах обслуживала показы Слонимского театра Огинского, балы, костельные службы, совершала концертные поездки (например, выезд капеллы в Шклов в 1780 году). Определялась высоким профессиональным уровнем оркестра, своеобразным исполнительским стилем. Музыкальные инструменты коллектива считались одними из лучших в Европе, их общее количество составляло, как минимум, 106 единиц (в том числе 21 скрипка, 13 кларнетов, 4 гобоя и др.).
В 1765 году под руководством капельмейстера Майзнера (Майснера) была организована музыкальная трупа, состоявшая из 12 человек. С 1776 года капелла имела большой ансамбль инструменталистов и вокалистов (53 человека) во главе с дирижерами Ю. Паули, А. Данези. Среди музыкантов были: 24 крепостные (например, Райский, крепостной Радзивиллов, работал в Слониме в 1775-1780 годах и считался одним из наиболее талантливых участников капеллы) и иностранных (немецкие, чешские и итальянские певцы, инструменталисты и дирижеры (среди которых К. Чаприани). Расцвет деятельности капеллы приходится на 1780 год. С первой половины 1780-ых годов начинается ее упадок: сократился состав – многие иностранные музыканты перешли в Несвижскую капеллу Радзивиллов. В 1793 году капелла прекратила свое существование.