Разделы
1813-1822 Деятельность после войны 1812 года, занятия музыкой
Культура
1822
Деятельность итальянского скульптора, представителя классицизма в европейской скульптуре Антонио Кановы, работы которого находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.
Антонио Канова - итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре. Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.
В 1770 году Антонио Канова поступил на 2 года в ученики к венецианскому скульптору Джузеппе Бернарди, затем учился у Джованни Феррари и поступил в Венецианскую академию изящных искусств. Учась в Академии, получил несколько наград, выполняя работы для местных монастырей.
В 1780 году он отправился в Рим, где знакомство с классическими памятниками скульптуры быстро развило его врождённые способности. Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди ваятелей того времени, известность его росла с появлением каждого нового произведения, распространяясь далеко за пределы Италии.
Со всех сторон от царственных особ и вельмож сыпались к нему заказы. Папа Пий VII в 1802 г. сделал его главным смотрителем всех художественных памятников в своих владениях.
Наполеон пригласил его в 1802 году в Париж для изготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для других важных работ.
После падения Наполеона, Канова энергично способствовал тому, чтобы художественные сокровища, увезённые из Рима низложенным императором во Францию, были возвращены в Вечный город. В благодарность за это и за его необычайный художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в Золотую книгу Капитолия и пожаловал ему титул маркиза.
Несмотря на эти почести и на благорасположение со стороны Папы, из-за размолвки с кардиналами знаменитый скульптор покинул Рим и последние годы своей жизни провёл на родине, в Поссаньо. Он умер в Венеции 13 октября 1822 г. и был похоронен в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари в мавзолее, который сам же спроектировал по образцу древнеримских храмов.
Современники не жалели эпитетов для описания своего преклонения перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими ваятелями античности.
Тем не менее, ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций» не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлечённости образов, сентиментальной слащавости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства.