1765-1772 Раннее детство

Исторические события и процессы в Речи Посполитой

Геополитика

1768

Образование Барской конфедерации для защиты внутренней и внешней самостоятельности Польско-литовской республики от давления Российской империи..

Барская конфедерация была создана по призыву краковского епископа Каетана Солтыка римокатолической шляхтой Речи Посполитой в крепости Бар в Подолии 29 февраля 1768 года в противовес Слуцкой, Торуньской и Радомской конфедерациям для защиты внутренней и внешней самостоятельности Польско-литовской республики от давления Российской империи.

Конфедераты противостояли советникам короля Понятовского, желавшим ограничить власть магнатов и прекратить наиболее одиозные преследования диссидентов. Пусть вначале и неформально, но фактически барские конфедераты выступили и против самого короля. Среди неотложных проблем, требовавших разрешения, был так называемый диссидентский вопрос. Диссидентами назывались представители иных христианских конфессий (применительно к римокатолической Польше — униатов (греко-католиков) и православных (вместе составлявших большинство диссидентов Республики Королевства Польского и Великого княжества Литовского) и протестантов).

Каетан Солтык(1715 - 1788)

К греко-католикам и православным относились, главным образом, жители обширных территорий современных Украины и Беларуси. По сравнению с римокатоликами их гражданские права были урезаны. В Польше, которой принадлежали русские земли, православные были вообще вне закона, а в Великом княжестве Литовском существовала всего лишь одна епархия. Правительство Екатерины II добивалось ликвидации такого положения. Сейм 1767 года постановил, в основном, уравнять в правах римокатоликов и диссидентов при сохранении римокатолической религии как единственной государственной. Это гарантировало римокатоликам, составлявшим меньшинство населения, 2/3 мест в посольской палате сейма и полное господство в сенате, в котором римокатолические епископы, в отличие от епископов других конфессий, заседали по должности. Сейм признал православных диссидентами. Ранее в самой Польше православные вообще были вне закона государства и признавались только каноническим правом греко-католической церкви, которая официально называлась только униатской, что оскорбляло греко-католиков. При этом в Литве православные дискриминировались не только римокатоликами, но и униатами. В условиях равенства римокатоликов и диссидентов право депутата сейма — диссидента на liberum veto лишало римокатоликов-реакционеров возможности дискриминировать диссидентов. Это вызвало недовольство консервативных римокатолических кругов страны.

В начале царствования Станислава Понятовского, когда русский посол при польском дворе, князь Н. В. Репнин, получил решающий голос в делах внутреннего управления, часть дворянства, напуганная этим вмешательством, созвала 29 февраля 1768 года конфедерацию на Подолии в городе Бар. Целью этой конфедерации было сохранение всех древних прав и привилегий, которыми обладала римокатолическая шляхта, и сопротивление усилиям русской партии выхлопотать равноправие для православных, греко-католиков и других диссидентов.

«Молитва конфедератов барских» — картина А. Гроттгера, 1863 г.

У истоков конфедерации стояли следующие лица:

- староста варецкий Юзеф Пулавский (его избрали маршалком — руководителем) со своими тремя сыновьями;

- Казимир Пулавский, наиболее активный из его сыновей, сменивший отца на должности старосты варецкого; руководил обороной Ясногорского монастыря в Ченстохове,

- Адам Станислав Красинский, епископ каменецкий,

-Михал Красинский, подкоморий ружанский.

На севере Польши, где конфедерация противостояла в основном не православным, а протестантам, действиями конфедерации руководил её вышеградский маршалок Юзеф-Савва Цалинский.

Адам Станислав Красинский (1714 —1800)