1813-1822 Деятельность после войны 1812 года, занятия музыкой

Исторические события и процессы в Западной Европе

Наука

1813 - 1814

Создание английскими изобретателями Уильямом Гедли и Тимоти Хэквортом одного из первых паровозов, оказавшегося действительно практичным.

В 1813 году английские изобретатели паровозов Уильям Гедли и Тимоти Хэкворт спроектировали локомотив «Пыхтящий Билли» для использования на трамвайной дороге между Стоктоном и Дарлингтоном.

В конструкции локомотива использовались два шатуна, идущие вверх к крутящимся балкам, которые были присоединены к коленчатому валу, который двигал рычаги колес. Это означало, что колёса были спаренными, давая лучшее сцепление.

«Пыхтящий Билли»— один из самых первых паровозов и, возможно, первый паровоз, который оказался действительно практичным. Впервые было реализовано вождение поездов лишь за счёт силы сцепления колёс с рельсами, без каких либо дополнительных устройств (вроде зубчатой рейки на путях).

Для справки.

Распространена версия, что именно от названия данного паровоза в английском, а позже и в других языках (в том числе и русском) появилось выражение «Пыхтит как паровоз»

Локомотив «Пыхтящий Билли», фото 1862 г.

Год спустя в 1814 году  английский инженер-механик Джордж Стефенсон (1781-1848) спроектировал свой первый паровоз, предназначенный для буксировки вагонеток с углём для рудничной рельсовой дороги. Паровоз получил название "Блюхер" в честь прусского фельдмаршала Блюхера. Он стал первым локомотивом с колесами, аналогичными современным.

Ширина колеи рельсового пути ("Стефенсоновская колея"), равная 1435 мм, стала самой распространённой в Западной Европе и большинстве стран мира  (в России  -  1520 мм).

Первый паровоз Стефенсона "Блюхер"

Для справки.

Первый в мире паровоз построил в 1811 году британский изобретатель Ричард Тревитик. Во время  публичной  демонстрации новый паровоз  вместо того, чтобы тянуть тяжёлые вагонетки начинал буксовать на месте. Возникла теория, что на гладких рельсах паровоз с гладкими колёсами не способен реализовать достаточную силу тяги. Были предприняты попытки увеличить силу тяги за счёт дополнительных устройств. Сам Тревитик предлагал применить колесо с шипами, которое бы зацеплялось за деревянную рейку. Схожую схему реализовал Муррей, который в 1812 году создал паровоз «Бленкинсоп», у которого большое зубчатое колесо сцеплялось с расположенной рядом с рельсами зубчатой рейкой. Паровоз тянул тележки с грузами, но при работе происходил сильный шум и толчки. Ещё одну оригинальную идею реализовал инженер Брунтон, построивший паровоз, у которого приводом служили 2 механические «ноги». Паровоз развивал скорость 4 км/ч, а попытки увеличить скорость за счёт увеличения давления в котле привели к взрыву, который погубил несколько человек.

Изобретатель первого в мире паровоза Ричард Тревитик (1771 – 1883)