Разделы
1813-1822 Деятельность после войны 1812 года, занятия музыкой
1822
Переезд М.К.Огинского на лечение в Италию, где он остается до конца своих дней. Предположительно причинами отъезда послужили проблемы со здоровьем и в семейных отношениях, закрытие патриотических обществ, аресты их участников с которыми он контактировал
Для справки
Масонство пришло в Речь Посполитую в конце XVIII века из Пруссии, после того, как в Варшаве в 1784 году была создана ложа «Великого Востока Польского и Литовского». Хотя еще раньше, в Могилеве, который в это время входил в состав Российской империи, была основана ложа «Геркулес в колыбели». В 1816 основана минская масонская ложа «Северный факела».
1817-1818 – На белорусских и литовских землях открывается не менее 12-ти лож: провинциальная «Совершенное единство» (Вильно), символические «Храм мудрости» (Вильно), «Рупливы литвин» (Вильно), «Славянский орел» (Вильно), «Школа Сократа» (Вильно), «Узел единства» (Новогрудок, ранее называлась «Богиня Церера»), «Друзья человечества» (Гродно), «Святыня Севера» (Минск), «Союз справедливости и совершенства» (Шклов), «Владислав Ягайло» (Слуцк) и капитулярная ложа «Святыня мира» (Несвиж).
1818 (в некоторых источниках – 1821 год) – В Минске открылась Ложа наивысшего капитула «Гора Табор». В неё входили члены «Северного факела» и двух несвижских лож. Магистром являлся Минский вице-губернатор Людвик Каменский. 1819 – В Минске открылась ложа «Святость согласия».3 мая 1820 – в Варшаве принят «Конституционный Устав вольных каменщиков Польши».
1820 – Волынский масон граф Н.Ализар выделил 15 тысяч рублей для строительства храма для будущей Великой ложи «Великого Востока Литовского». Проект начали практически реализовывать, но из-за резкого изменения отношения российских властей к масонству он был остановлен.
Убийство в 1819 г. писателя А. Коцебу, агента российского императора в студенческих союзах Германии, смерть герцога Беррийского во Франции, революции в Испании и Неаполе, а с другой стороны, расстрел английских радикалов под Манчестером (1819 г.) и постановления карлсбадского конгресса Священного союза положили начало паническому отречению Александра I от «либерализма». Это проявилось, прежде всего, в «антимасонской реакции». В Беларуси и Литве слухи о закрытии лож стали распространяться еще в 1819 г. В 1820 г. было запрещено печатать масонские тексты, начался сбор информации о масонах-офицерах. Известия о ликвидации лож в Модене (1820 г.) и на Сицилии (1821 г.) заставили и белорусско-литовских масонов готовиться к ликвидации. И они не ошиблись. Императорский Указ 1 августа 1822 г. об уничтожении масонских лож и других тайных обществ предписывал в категорической форме закрыть все неутвержденные правительством общества и впредь не допускать существования обществ, уставы которых не утверждены правительством. Необходимость данной репрессивной меры мотивировалась «беспорядками и соблазнами, возникшими в других государствах от существования разных тайных обществ и умствований ныне существующих, от которых проистекают столь печальные в других краях последствия». Этой ситуацией воспользовался Новосильцев, который вел в Вильно следствие по делу филоматов. Это следствие в польской историографии характеризовалась как «великая провокация», поскольку результатом его стало фактическое запрещение какой бы то ни было легальной общественной деятельности.
Современные историки не сомневаются в том, что Михал Клеофас Огинский являлся вольным каменщиком, хотя письменных документов, неоспоримо подтверждающих этот факт, в настоящий момент не найдено. Однако вполне достаточно имеющегося документального подтверждения, что масоном являлся ближайший товарищ, друг детства Огинского, писатель Ян Ходько-Борейко, родом из Залесья, который стал Магистром первой минской ложи «Северный факел».
Его племянник, Леонард Борейко, который в период с 1819 по 1826 годы был личным секретарем и доверенным лицом Огинского, также являлся вольным каменщиком, активно принимавшим участие в работах масонских лож Англии и Франции.
Кроме этого, нет сомнения в том, что дипломат, который вел секретные переговоры между российским императором, масоном Александром Первым и императором Франции, масоном Наполеоном Бонапартом, также должен быть масоном. По всей видимости, Огинский был инициирован в масонство на территории Франции, во время своего пребывания в Париже, которое совпало с периодом бурного развития масонского движения среди французских дипломатов и аристократов.
Резкое охлаждение Александра Первого к вольным каменщикам и запрет на работу масонских лож на территории Российской империи с 1 октября 1821 года, как полагают историки, послужили причиной решения Огинского покинуть страну. В 1822 году он направил царю просьбу о долгосрочном отпуске, мотивируя её необходимостью длительного лечения. Ещё одной причиной отъезда послужило охлаждение семейных отношений. Император дал разрешение на отъезд. Решение уехать оказалось весьма своевременным, – в 1823 году по «делу филаретов» было арестовано множество близких друзей Огинского, в том числе Ян Ходько-Борейко.
Ян Борейко Ходзько (1777 – 1851) — писатель, общественный деятель, великий магистр масонской ложи "Северный факел" в Минске, двоюродный брат Леонарда Ходзько, дядя Игнаци Ходзько и отец Александра, Михаила и Иосифа Ходзько. Родился в имении Кривичи Вилейского уезда. Учился в Кривичской школе ордена тринитариев, продолжил обучение в Вильне. Был визитатором школ Виленской и Минской губерний. В войне 1812г., будучи главой Временного совета Минска, приветствовал приход Наполеона. После поражения французов вынужден был покинуть родину, и возвратился только после амнистии. В 1816 году написал научно-исследовательский трактат «Об эксдивизиях или о судебном разделе имения должника в пользу кредиторов».
В 1816 году по его инициативе была создана масонская ложа «Северный факел» в Минске. Ян Ходько был Великим магистром ложи. К 1822 году ложа насчитывала по списку 152 «вольных каменщиков». В 1826 году Ян Ходзько был арестован по делу филоматов. Во время следствия находился в Петропавловской крепости, затем был приговорен к 2 годам тюремного заключения. В 1828 году его высылают с территории Беларуси: сначала в Петербург, затем в Воронеж, Вятку и Пермь под полицейский надсмотр. Из ссылки Яну Ходько удалось бежать. В 1830 -1831 гг. принимал участие в национально-освободительном восстании. После подавления восстания, вместе с сыном Иосифом был сослан на Урал. В 1834 году вернулся в Кривичи в возрасте 57 лет.
Входил в состав виленского литературного либерального просветительского общества «шубравцев» (псевдоним Вайжгантос). В 1816 году написал трагедию «Кракус».
В 1817 году в Минске отдельной книгой была издана его комедия «Освобожденная Литва, или переход через Неман». В 2002 году эта комедия была переиздана на белорусском языке.
Ходзько стал приобретать известность в литературе начиная с 1821 г., когда он написал «Пан Ян из Свислочи, странствующий торговец» (Вильна, 1821). Эта книга стала первым в своем жанре краеведческим описанием Белоруссии. Признанная школьным комитетом Виленского университета классическим произведением, эта книга была рекомендована для приходских училищ и переведена на литовский язык.
Особенно активно писательской деятельностью Ян Ходзько стал заниматься во время своего проживания в Яновщине. В 1837 г. Ходзько начал издавать собрание своих сочинений: «Произведения в 12 томиках» (Вильна, 1837). В это собрание вошли повести, рассказы, научно-исторические работы и статьи по истории Минщины из эпохи XVIII в., мемуары, оригинальные и переводные комедии, в том числе: «Брат и сестра», «Пани каштеляновая и ее соседи» (1837), «Панство Чесниковство». Ян Ходзько написал также две трагедии в стихах: «Болеслав Кривоустый» и «Кракус, князь польский», отрывки из которых печатались в «Dziennik Wileński». Первая из этих трагедий была воспроизведена и на сцене. Владислав Сырокомля сравнивал литературный дар Яна Ходзько с талантом Лафонтена.
Филома́ты (от греч. «стремящийся к знанию») — тайное патриотическое и просветительское объединение студентов Виленского университета, действовавшее в 1817—1823 годах, членами которого состояли впоследствии выдающиеся поэты, учёные, общественные деятели. Зарождение общества относится к осени 1817 года, когда 1 октября было образовано по инициативе Адама Мицкевича, Онуфры Петрашкевича, Юзефа Ежовского Общество друзей полезного развлечения. В учредительном собрании участвовали также Бруно Сухецкий и Эразм Полюшинский, который был избран вице-президентом и казначеем общества; президентом стал Юзеф Ежовский. В ноябре того же года в общество были приняты Франтишек Малевский, сын ректора Виленского университета Шимона Малевского, Юзеф Ковалевский и Зыгмунд Новицкий.
При участии Яна Чечота и Томаша Зана общество было преобразовано и названо Обществом филоматов; был принят новый устав с 272 правилами. Первоначальными целями было самообразование и самоусовершенствование членов, связанных дружбой. Структура ориентировалась на научные и литературные общества. Организация состояла из двух отделений — литературы и моральных наук с Ф. Малевским, затем А. Мицкевичем во главе (1818—1819), и физико-математического и медицины под руководством О. Петрашкевича. Деятельность состояла в чтении и критических разборах своих сочинений, дискуссиях о прочитанных книгах и т. п.
Под влиянием профессора Виленского университета Иоахима Лелевеля с 1818 года в программе общества появились общественные цели, а в 1819 году программа приобрела отчетливую политическую и патриотическую окраску. В разное время в члены общества были приняты Доминик Цезарий Ходзько, Юзеф Ходзько, Казимир Пясецкий, Игнацы Домейко, Михал Рукевич, Ян Соболевский (1819), Винцентий Будревич (1820), Антоний Эдвард Одынец (1821), Станислав Козакевич (1822). Самым старшим из филоматов был Ежовский, родившийся около 1795 года, самым младшим — Домейко (1802 года рождения).
Общество филоматов оставалось тайным и с ограниченным числом членов — 21 человек или 19, без З. Новицкого, по окончании университета служившего учителем в Белостоке и членом общества не считавшегося, а также без Б. Сухецкого и Э. Полюшинского, исключённых за бездеятельность. Однако оно охватило своим влиянием виленское студенчество и гимназическую среду главным образом через свои дочерние организации, филиалы — легальные и тайные кружки и общества: Союз друзей (1819), преобразованный в 1822 году в Союз филадельфистов (38 членов); Кружок лучезарных (1820), официально именуемым Обществом друзей полезного развлечения (168 членов); общество филаретов (1820; 176 членов), Общество поэтов (1823; 17 членов).
В сентябре 1823 года был арестован филарет Ян Янковский, который на допросах сообщил о существовании общества филаретов и назвал все известные ему имена. В октябре по распоряжению Н. Н. Новосильцева были арестованы филареты, а также все филоматы, действовавшие как филареты; как указывал И. Н. Лобойко, «взяли до 100 человек. Многие были уже женатыми или служили в отдаленных губерниях по выборам дворянства и совершенно забыли они, что, быв студентами, принадлежали к обществу филаретов, и, будучи содержимы в заключении, никак не могли понять, по какой причине постигла их эта жестокая судьба». Игнацы Домейко был арестован в середине ноября в имении своего дяди близ Лиды. Ф. Малевский, живший в Берлине, был арестован по требованию великого князя Константина Павловича в декабре 1823 года, передан российским властям и доставлен в Варшаву. Узнав на допросах, что его друзья якобы признались в существовании тайного общества, он сообщил следствию о филоматах, приняв вину на себя. В Вильну Малевский был доставлен в апреле 1824 года.
Арестованные филоматы и филареты, пока тянулось многомесячное следствие под руководством Новосильцева, пребывали в заключении в кельях бывших виленских монастырей — бернардинского, францисканского, босых кармелитов, пиаров. Томаш Зан был заключён в тюрьму на Лукишках. Часть филоматов содержалась в заключении в бывшем монастыре миссионеров, часть — в бывшем базилианском монастыре Святой Троицы. Суду было предано 108 участников студенческих организаций (крупнейший студенческий политический процесс в Европе того времени. Двадцать из них осенью 1824 года были либо приговорены к тюремным срокам с последующей ссылкой (Томаш Зан, Адам Сузин, Ян Чечот), либо высланы вглубь России (Юзеф Ежовский, Адам Мицкевич, Юзеф Ковалевский). И. Н. Лобойко писал: «Такое решение можно считать не только великодушным, но даже благодетельным для студентов; но судьба профессоров была вовсе неожиданною и незаслуженною профессоры Лелевель, Данилович, Голуховский, отец Михаил Бобровский и библиотекарь Контрым ни в чем обличены ни по суду, ни по допросам не были, и исключены из университета… Все они лишились мест и обещанной по уставу университета пенсии и по приговору Новосильцева должны были удалиться на место родины своей».