Лента событий из жизни Огинских
Люблинская уния
Заключение Люблинской унии 28 июня 1569 года между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским. 1 июля того же года акт унии был утверждён раздельно польскими и литовскими депутатами на общем сейме в Люблине. 4 июля 1569г. уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом.
Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели тесные связи и ряд заключенных с 14-го века персональных и межгосударственных уний. Необходимость заключения новой унии возникла у ВКЛ к концу 60-х годов 16-го века из-за неудач в борьбе с Московским княжеством в ходе Ливонской войны, начавшейся в 1558 году. Многим магнатам и шляхте, находившимся у власти, стало понятно, что поражение в войне приведет к потере большинства земель, принадлежавших Великому княжеству Литовскому. Было очевидно, что ВКЛ для борьбы с Московским княжеством нужен союзник. Из соседей ВКЛ главным претендентом была Польша, с которой у ВКЛ был общий монарх Сигизмунд II Август. Большая часть крупных магнатов ВКЛ считала, что будет достаточно только военно-политического союза с Польшей. Они хотели сохранить полную независимость и не допустить поляков к собственности ВКЛ. Мелкая шляхта, наоборот, стремилась к объединению с Польшей, чтобы получить такие же права и вольности как у польской шляхты. Под нажимом магнатов ВКЛ великий князь литовский и король польский Сигизмунд II Август издал привелей с обещанием сохранить ВКЛ и нигде не упоминать о его подчиненности Польше. 23 декабря 1568 года делегация ВКЛ из Воинова отбыла на сейм в Люблин.
В XVI веке Люблин пережил наивысший расцвет, став одним из важнейших торговых и административных центров Польши. В 1569 году именно здесь была заключена последняя из польско-литовских уний, вошедшая в историю как «Люблинская уния». В 1478—1793 годах в Люблине располагалась высшая судебная инстанция тогдашней Польши — Трибунал главный коронный для Малой Польши. Это был наивысший апелляционный суд Короны Королевства Польского по вопросам шляхетского права.
Люблинский сейм Сигизмунд Август официально открыл 10 января 1569 года. С обеих сторон в заседании сейма принимало до 160 делегатов. В состав делегации от Литвы входили канцлер и виленский воевода Николай Радзивилл Рыжий, жемойстский староста Ян Ходкевич, подканцлер Остафий Волович и другие магнаты и представители шляхты.
Поляки настаивали на полном включении Великого княжества Литовского в состав Польши. Даже, само название – Литва, должно было быть исключено, и у монарха должен был быть единственный титул - "король Польши". Польский делегат Иероним Оссолинский заявил, что "уния Великого княжества Литовского (с Польшей) была установлена и скреплена клятвой давным-давно. Польские короли на этом основании правили Литвой и даровали ей различные свободы. Нам остается только внести такие коррективы (в детали договора об унии), которые представляются необходимыми, а затем провести в жизнь все положения прежней унии"
Во время совещания между польскими сенаторами и литовскими членами совета вельмож Ходкевич сказал, что "наши народы (т.е. литовцы и русские) и мы (т.е. члены совета вельмож) - честные и достойные люди, а что касается наших свобод, то мы равны любому другому народу, включая и вас, господа поляки. Нам бы не хотелось заключать унию, прежде чем мы установим добрый порядок в нашем содружестве и покажем вам, что вы заключаете союз с друзьями, равными вам по достоинствам и внутреннему устройству. В первую очередь, мы должны решить этот вопрос с нашим собственным государем (т.е. Сигизмундом Августом, как великим князем литовским). Только после этого мы будем рады обсудить унию с вами. Король (т.е. Сигизмунд Август, как король Польши) ничего в вопросе об унии не решает. Это исключительно наше дело, поскольку мы свободные люди и христиане. Никто не может вести наших дел, кроме нас самих как это делали наши предки".
Польские делегаты предложили свой проект Люблинской унии:
• оба государства будут объединены в единое и неделимое целое;
• монарх, избираемый в Люблине король Польши, становится, в том числе, и Великим князем Литовским;
• права поляков и литвинов утверждаются одним общим актом, но государственные советники и сановники присягают королю по отдельности;
• каждые три года созываются общие сеймы, в случае необходимости могут собираться чаще;
• для рассмотрения текущих дел допускаются раздельные сеймы в Польше и ВКЛ с допуском к участию сенаторов другой стороны;
• с другими странами договоры заключаются совместно;
• уния не должна затрагивать права, свободы и законы Великого княжества Литовского, а также сохраняются некоторые литовские должности.
Литвины, рассмотрев данный проект, не согласились с ним и 15 февраля предложили свой:
• общий монарх, король Польский и Великий князь Литовский, избирается равным числом выборщиков на границе обоих государств. После коронации в Кракове, монарх должен дать присягу ВКЛ, чтобы вступить на литовский престол;
• общие сеймы созываются по вопросам избрания монарха, войны и мира, отправки послов, военных налогов. Сеймы должны проходить попеременно в обеих странах. Дела каждой страны рассматриваются на отдельных сеймах этого же государства;
• сохраняются титулы и должности;
• оборона осуществляется совместно;
• приобретать землю и селиться можно в обеих странах, но светские и церковные должности могут занимать только жители своей страны;
• уравнивается денежный курс, но на легенде литовских монет чеканится титул Великого князя Литовского;
• в Великом Княжестве Литовском экзекуция не проводится.
28 февраля Литовской делегации было объявлено, что отныне заседания сейма будут проходить совместно, а Сигизмунд II Август поддержит польский проект унии и объявит свое решение.
В ответ на такое заявление 1 марта делегация ВКЛ демонстративно покинула сейм, а отдельные представители начали уезжать из Люблина. В ответ, чтобы принудить Литовскую делегацию Сигизмунд Август даёт согласие на требования польской стороны присоединить к Польше Подльяшие, Волынь, Киевское и Брацлавское воеводства. Литвинам ничего не оставалось делать, как снова вернуться за стол переговоров, тем более что союз им нужен был больше чем полякам.
Переговоры вновь возобновились 5 апреля. Снова начались споры по проекту унии и других условий создания союзного государства. Они продолжались до 28 июня 1569 года, в этот день обе стороны согласились подписать компромиссный вариант акта унии. В этом варианте Люблинская уния содержала следующие пункты:
• Польское королевство и Великое Княжество Литовское объединялись в конфедеративное государство Речь Посполитая (Республика Обоих Народов);
• общий (вильный) сейм созывается в Польше;
• избирается общий монарх, который коронуется только в Кракове и не возводится на престол ВКЛ в Вильно. Ему присваивается титул король Польский и Великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Жемойтский, Киевский, Волынский, Подляшский и Лифляндский;
• сохранялись отдельная администрация ВКЛ, отдельные права и законы, территория ВКЛ и государственные границы, войско, казна и правовая система.
Акт Люблинской унии о соединении двух государств в Речь Посполитую был оформлен в виде договора-привилея, закреплённого постановлением Люблинского сейма 1 июля 1569. Акт был составлен на латинском языке и содержал 28 статей. Текст акта был изготовлен в двух экземплярах, один из которых был скреплён печатями польских феодалов, а другой печатями феодалов ВКЛ, после чего стороны обменялись этими актами. Такой порядок обмена актами должен был скрыть насильственный, агрессивный и неравноправный характер унии, придав ей видимость добровольного соглашения сторон.
Хотя слияние двух народов - поляков и литовцев и было провозглашено, в договоре все-таки упоминались "два народа", пусть и объединенные. Все еще продолжал использоваться титул "Великий князь Литовский". Все должности в правительстве и высшей администрации великого княжества остались нетронутыми. Великое княжество все еще сохраняло свой государственный герб. Литве было позволено пользоваться ее собственным сводом законов (статутом), хотя ей и были даны указания, пересмотреть его для координации с польским законодательством.
Мощь ВКЛ значительно ослабла из-за передачи под прямое управление Короны Польской обширных территорий, из-за чего княжество лишилось примерно трети своего населения. Ввиду значительно более высокого потенциала Польши, Люблинская уния означала фактическое поглощение литовского государства польским. Начался процесс полонизации литовской и русской шляхты, что добавило к классовым противоречиям еще и религиозный, национальный, языковой и ментальный раскол народов, населявших ВКЛ.
После Люблинской унии история ВКЛ как самостоятельного государства завершилась, хотя в состав Польши Литва полностью так и не вошла и сохранила во многом свою автономию. Отчаяние литовских вельмож в полной мере проявляется в письме Николая Радзивилла Нарушевичу, в котором автор горько сожалеет о "похоронах и уничтожении навсегда ранее свободного и независимого государства, известного как Великое княжество Литовское".
Дальнейший ход событий показал, что жизненные силы ВКЛ не были уничтожены окончательно. Опасаясь народных восстаний на территориях ВКЛ, и особенно массового перехода населения на сторону России, Польша вынуждена была согласиться на сохранение ВКЛ как самостоятельного государства, однако без южной и западной части его бывшей территории. Государственно-правовые связи между ВКЛ и Польшей после 1569 строились не на основе акта Люблинской унии, а на иных условиях, предусматривающих сохранение обособленности обоих государств, при наличии одного главы государства и единого парламента (сейма). ВКЛ было достаточно самостоятельным во внутренних делах, но ограниченным во внешнеполитической деятельности.
Акт Люблинской унии означал появление на карте Европы нового федеративного государства – Речи Посполитой. Уния была не союзом, а объединением Польши и Литвы под властью Польши. Однако, как показала история, в конечном счете, проиграла и Польша.
В Люблине Польша хотела захватить под себя как можно больше, но впоследствии не смогла ни управлять толком захваченными территориями, ни удержать возле себя порабощенные народы.
Речь Посполитая просуществовала 226 лет до окончательного раздела в 1795году его территории между Австрией, Пруссией и Россией.
Копия акта Люблинской унии находится в Национальном историческом музее Белоруссии и выставлялась в 2019году на выставке, приуроченной к 450-й годовщине её подписания.
Акт варшавской конфедерации
Принятие 28 января 1573 года Акта варшавской конфедерации, который заложил основы религиозной терпимости знати и свободных людей в Речи Посполитой. Акт варшавской конфедерации является первым подобным документом в Европе. В 2003 году текст конфедерации был внесён в список ЮНЕСКО Память мира, цель которого - классифицировать объекты глобального исторического или цивилизационного значения.
Исторические процессы становления государственности в 15-16 веке на территории Великого княжества Литовского весьма отличались от таких же процессов в соседних государствах, где происходило становление и укрепление абсолютистских монархий (Россия, Пруссия, Австрия, Османская Порта). Своеобразие отражалось уже в титуле великого князя - Великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Жемойтский, Киевский, Волынский, Подляшский и Лифляндский. Это означает, что ВКЛ был союзом территорий и населявших их народов, различных по языку и религиям. Здесь мирно сосуществовали католицизм, протестантизм, православие, иудаизм, ислам. Единство этих разнообразий было залогом успешного развития государства. Люди должны были жить мирно рядом и подчиняться единым законам и правилам, чтобы обеспечить защиту общего государства от врагов. Другой особенностью ВКЛ было наличие системы магнатско-шляхетской демократии – от выборов местных сеймиков до общего выборного сейма, который значительно ограничивал власть великого князя и усиливал местную власть магнатов и шляхты.
В Царстве Польском в период заключения Люблинской унии положение религии было иным. Католическая партия, имевшая во главе высшую иерархию, которой руководил папский нунций Коммендони, стремилась как подавить протестантов, отнять у них всякое значение и уничтожить их, так и распространить свое влияние на присоединенные территории ВКЛ. Пока был жив Сигизмунд II Август, терпимо относившийся ко всяким религиозным учениям, он своим авторитетом сдерживал проявления вероисповедной вражды. Но как только 7 июля 1572 года не стало последнего Ягеллона, в среде шляхты в полной мере проявилось разнообразие интересов вероисповедных, племенных, провинциальных и личных, что было опасно для единства и спокойствия Речи Посполитой. Ввиду этого ряд высокопоставленных магнатов считали нужным проявить благоразумие, выдвинуть на первый план идеи единения и согласия и ради них пожертвовать интересами более частного характера. Для прекращения всякого рода своеволий в каждом отдельном воеводстве на время бескоролевья были установлены каптуровые суды. Члены этих судов избирались сеймиками, и приговоры их были безапелляционны. Такие меры поддержали порядок и дали возможность шляхте более или менее спокойно готовиться к конвокационному сейму, который был первой частью процедуры избрания монарха в эпоху выборной монархии в Речи Посполитой с 1573 по 1791гг. и с 1792 по 1795 годы после наступления периода бескоролевья.
Первый конвокационный сейм был назначен примасом Яковом Уханским на 6 января 1573 года. На этом сейме решались вопросы о месте и времени избрания нового короля, созыв избирательного сейма, а также вопросы сохранения в государстве мира и спокойствия на все время бескоролевья.
Решение принять указ о толерантности появилось спустя год после Варфоломеевской ночи во Франции. Эти события побудили большинство польской, литовской, русинской и немецкой знати Речи Посполитой найти правила, обеспечивающие мирное будущее. Польский король не должен иметь возможности принимать такие «преступные» меры против религиозных меньшинств в Польше. Кроме того, разрушительные последствия религиозных войн были также очевидны на примере соседней Священной Римской империи.
В ходе обсуждения религиозных вопросов во всей силе обозначилась вражда католиков к протестантам и решимость последних употребить все усилия на то, чтобы добиться признания со стороны сейма, являвшегося теперь распорядителем государства, полной религиозной свободы и политического равенства всех обывателей Речи Посполитой, независимо от их вероисповедных особенностей. Сейм оказался очень бурным, внутреннему спокойствию Речи Посполитой грозила большая опасность. Наиболее благоразумные и политически зрелые католики, чтобы не нарушить «згоды», начали поддерживать домогательства диссидентов. И католическая партия, несмотря на все нежелание ее руководителей, принуждена была пойти на уступки. Была постановлена так называемая Варшавская конфедерация, которой гарантировалась религиозная свобода в пределах Речи Посполитой и объявлялась широкая веротерпимость по отношению к протестантизму, фактически существовавшая и прежде, но юридически не признаваемая.
Значение этой конфедерации простиралось и на православную церковь; в ней, кроме определений, касавшихся всех вообще христианских верований, есть прямая гарантия и собственно православной церкви принадлежащих прав. Этой конфедерацией участники конвокации постановили сообща избрать в короли только того, кто даст обещание «подтвердить присягою все права, привилеи и вольности, какие есть», и какие будут поданы ему после избрания. Именно он должен подтвердить, что «будет хранить общественное спокойствие между разъединенными и различающимися в вере и богослужении людьми», ни под каким видом не будет выводить поляков за пределы Короны и без ведома и одобрения сейма не станет созывать посполитого рушения.
Так как против веротерпимости более всего ратовала высшая католическая иерархия, боявшаяся за свое материальное благосостояние и политическое значение, то католическим епископам Варшавская конфедерация гарантирует все их права и привилегии.
Немало усилий пришлось приложить сторонникам Варшавской конфедерации 1573 года, прежде чем она была принята конвокационным сеймом. Сенаторы и послы-диссиденты (а вместе с ними и православные), а также и наиболее благоразумные католики охотно приняли ее; но католическая партия и слышать о ней не хотела.
Особую роль в создании статей Акта Варшавской конфедерации сыграли:
- Миколай Сиеницкий из Боньча (ок. 1521- 1582 г.) – помещик Царства Польского, протестант, девять раз обладал званием маршала сейма, один из главных инициаторов и участников Варшавской Конфедерации, активный сторонник религиозной терпимости и необходимости национального единства, критик тактики католического духовенства, которая угрожала политической стабильности недавно основанного Содружества в непростое время междуцарствия;
- Ян Фирлей (ок. 1521 – 1574) - польский дворянин (шляхтич), кальвинистский активист, Великий Маршал Короны в 1563 году и староста Кракова в 1572 году. Около 1555 г. он основал кальвинистскую церковь в Коц и построил там семейную резиденцию;
- Ян Зборовский (1538 - 1603) - польский Гетман Короны, лютеранин, королевский секретарь Сигизмунда II Августа. Он был сторонником Варшавской Конфедерации, участвовал в восстании в Данциге.
Латинские епископы с примасом Уханским во главе не подписывались под Варшавской конфедерацией и отзывались о ней в резких выражениях. Когда сенаторы и послы, подписавшие, требовали от примаса, чтобы и он подписал ее, Яков Уханский испросил два дня на размышление; их он провел в посте и молитве. Явившись на третий день в сенат, Уханский заявил, что не подпишет конфедерации. «Никто (говорил он) не согласится с постановлением, которое оскорбляет величие Господа и Его святую волю, разрушает основы государства, дает свободу убеждений даже какому-нибудь магометанину или эпикурейцу. Скорее отдам я десницу, если нужно, даже голову на отсечение, чем подпишу под ним мое имя».
Только Краковский епископ, Франциск Красинский, друг детства Сигизмунда Августа и вице-канцлер Польши, к великому неудовольствию католиков, скрепил ее своею подписью. Тогда сторонники религиозного мира и внутреннего спокойствия, чтобы придать конфедерации значение государственного акта, поспешили внести ее торжественно в Варшавские городские книги, несмотря на сопротивление примаса и его приверженцев.
Яков Уханский никак не мог примириться с этим и занес в те же Варшавские городские книги, от имени всех панов и послов, не подписавших конфедерацию, протест против нее. Но эти протесты со стороны католиков не могли отменить постановлений конвокационного сейма, ибо и сторонники Варшавской конфедерации не дремали, а усердно работали на сеймиках отдельных земель и воеводств. Немало воеводств принимало ее и выражало готовность стоять за все, что было постановлено на конвокации 1573 года.
Так как для того, чтобы акт Варшавской конфедерации получил силу закона, необходимо было, чтобы его подтвердил и король, то диссиденты решили употребить все усилия, чтобы добиться подтверждения конфедерации будущим королем. И они добились своего.
Актом Варшавской конфедерации фиксировалось общее желание дворянства разных вероисповеданий не допустить религиозных войн в своей стране. В этой связи стороны брали на себя обязательство установить мир между собой и не проливать кровь из-за разногласий в понимании христианской веры. Более того, различия в вере не должны были стать причиной конфискации имущества, заключения в тюрьму, лишения чести и изгнания. И участники конфедерации, а затем и монарх брали на себя обязательство не содействовать подобным действиям власти, а противостоять им, даже если они основываются на некоем судебном решении. Хотя на практике речь шла об установлении, прежде всего, своеобразного мирного соглашения между католиками и протестантами, установления конфедерации как общая норма относились ко всем христианским конфессиям на территории Польско-Литовского государства.
Прокламируя общую толерантность для граждан Речи Посполитой, акт Варшавской конфедерации предоставлял действительную религиозную свободу только шляхте и право светским и духовным папам наставлять своих подданных и карать их в делах веры. При этом от имени короля подчеркивалось, что «эта конфедерация никак не умаляет никакой власти их над подданными... и не освобождает тех от полного повиновения».
Акт Варшавской конфедерации 1573 года, который устанавливал, среди прочего, принцип верховенства закона в общественной жизни, всеобщие и свободные выборы короля (electio viritim) и принцип религиозной терпимости христианских конфессий в многоэтнической и многоконфессиональной Речи Посполитой.
Таким образом, не только граждане подчинялись всем установленным законам, но также и король, а принятая смешанная система опиралась на идею свободы граждан. Эти достижения политической культуры польско-литовского союза не имели себе равных ни в одной другой стране того времени.
Акт Варшавской конфедерации ввел новые законы религиозной терпимости в Речи Посполитой в масштабах, невообразимых тогда в Европе. Варшавская конфедерация имела целью преодолеть проблемы, которые возникли после заключения Люблинской унии и образования Речи Посполитой, у которой должен был быть единый король, но не было общей церкви.
Хотя акт и не предотвратил всех конфликтов на основе религии, и главная борьба между конфессиями была еще впереди, он сделал Речь Посполитую намного более безопасным и толерантным местом, чем большая часть Европы, где в то время бушевали религиозные войны.
Текст, принятый 28 января 1573 г. по соглашению между дворянством разных христианских вероисповеданий, несмотря на оппозицию католического епископата, стал государственным законом после его включения в состав коронационных присяг королей Генриха Валуа, а затем – Стефана Батория.
Среди подписавших Акт конфедерации были Остафий Волович — подканцлер Литовский, Павел Пац — каштелян Витебский. Одна из идентифицированных печатей под Актом принадлежит Николаю Радзивиллу Рыжему.