Лента событий из жизни Огинских

Богдан Огинский

Богдан Марциан (Матвеевич) Огинский (1568-1625) – участник войн, полковник литовского войска, защитник православной церкви, просветитель и меценат. Издатель первой в мире книги под названием «Букварь». Годы жизни Богдана Марциана Огинского приходятся на период образования Речи Посполитой и правления в ней трех королей: Сигизмунда II Августа (1520 – 1572), Стефана Батория (1533 – 1586) и Сигизмунда III Вазы (1566–1632).

Правление Сигизмунда II Августа (1520 – 1572)

Богдан Марциан (Матвеевич) Огинский (1568-1625), младший сын Матвея (Богдановича) Огинского (1548-1580). Богдан Марциан (Матвеевич) Огинский появился на свет в переломный момент истории Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В 1569г. ВКЛ прекращает существование как самостоятельное государство вследствие объединения с Королевством польским и образования нового федеративного государства - Речи Посполитой. У Богдана был старший брат - Ян, рождённый около 1565, умерший около в 1635 г., великий литовский Стольник, первый Маршалок первого литовского Трибунала, учреждённого королём Стефаном Баторием, успешный военный, участник многих сражений. Умер, не оставив потомства. У Богдана Огинского было восемь детей: четыре сына и четыре дочери. Богдан Огинский был наследственным владельцем имений Огинты, Крони и Евье в Трокском воеводстве. Поместье Огинты были и остаются тем опознавательным местом, по которому род князей Огинских современники отличали от шляхетского рода с таким же именем.

Богдан Марциан Огинский
Огинты, первое имение Огинских под Вильно
«Люблинская уния». Картина написана Яном Матейко в 1869 году к 300-летию заключения унии

Правление Стефана Батория (1533 – 1586)

В годы правления Стефана Батория с 1576г. по 1586г. семья князей Огинских (отец, Матвей Огинский (1548-1580) и два его сына: старший Ян (1565-1635) и младший Богдан (1568-1625)) принимают активное участие в военных, административных и религиозных делах короля. Сегодня трудно установить, кто из Огинских совершил те или иные деяния, но фамилия Огинских упоминается во многих мероприятиях и делах Стефана Батория.

В 1577г. Огинские приводят королю Стефану Баторию собственный отряд для участия в подавлении восстания вольного города Данцига (по-польски – Гданьска), которое происходило с декабря 1575г. по декабрь 1577г. и было направлено против результатов польско-литовских королевских выборов 1576 года.

В 1579 году во время Полоцкого похода Стефана Батории, который продолжил Ливонскую (Инфлянтскую) войну с Московским царством, в добровольческой армии Христофора Радзивилла, «Перуна войны», литовского польного гетмана, был ротмистр гусарской хоругвы (полка) по фамилии Огинский.

Во время второго похода в 1580 г. Огинский участвовал во взятии Великих Лук, а после этого на протяжении зимы 1580/1581 оставался во главе роты из 120 всадников в составе усиленного великолукского гарнизона.

Стефан Баторий

В марте 1581г. спустя три года после создания коронного трибунала был организован первый литовский Трибунал. Он состоял из 46 депутатов, избиравшихся на год из шляхты на поветовых сеймиках по 2 от повета (с 1588 избирались ещё 3 депутата от Жемайтского староства). Первым Маршалком первого литовского Трибунала, учреждённого королём Стефаном Баторием, был Ян Огинский.
В период с июля по октябрь 1581 г. Ян Огинский принимал участие в диверсионном походе Христофора Радзивилла вглубь Московского государства. В районе Белой командовал усиленным авангардом (около 700 человек лёгкой кавалерии) и смог разгромить московские силы (около 3000 человек) под командованием воевод М. Ноздреватого и П. Барятинского.
После заключения перемирия в Яме Запольском (15.01.1582) он в качестве одного из комиссаров, назначенных Янушем Збаражским, принимал в январе 1582г. у Москвы те замки, от которых Москва отказывалась на основании условий перемирия.
За военную и государственную службу, согласно распоряжения Стефана Батория, Огинские получили в аренду Землю Кармеловскую (в 1579 г.), Койришки (около 1582 г.) и Дорсунишки (около 24.03.1586г.).

Правление Сигизмунда III (1566 – 1632)

Поскольку Речь Посполитая XVI века представляла собой шляхетскую республику, после смерти Стефана Батория  в результате острой борьбы магнатских кланов выбирают нового короля и великого князя. Им в 1587 году становится потомок Ягеллонов по женской линии 21-летний шведский принц Сигизмунд III Ваза, во многом благодаря стараниям своей тётки Анны Ягеллонки и великого коронного гетмана Яна Замойского.

Это был сильный политик, которому шляхта готова была предложить корону, но он отказался в пользу Сигизмунда.

Прибывшему из Швеции Сигизмунду поставили несколько условий. Например, зная, что он убежденный католик, его попросили не выступать против принятого в стране многоверия. В Польше католики численно преобладали, но преследования представителей других конфессий не было.

Об участии семьи Огинских в выборах нового короля сведений нет. Можно только предположить, что Огинские, будучи в то время православными, вряд ли были горячими сторонниками нового короля-католика.

Сигизмунд III Ваза

В 1588году, при избрании королём и великим князем Сигизмунда Вазы, каштелян и воевода Трокский Ян Глебович возглавлял делегацию ВКЛ с требованием утверждения третьей редакции Литовского статута, согласно которому ВКЛ оставалось суверенным государством. В январе 1588 года на коронационном сейме выступил также с речью подканцлер ВКЛ Лев Сапега. В итоге третья редакция Статута была утверждена королем и великим князем Сигизмундом III Ваза и сеймом Речи Посполитой.

В 1590 г. в Трокском воеводстве были организованы копные суды. Этим занимался один из братьев Огинских - Ян или Богдан. Копный суд - это самый древний коллегиальный судебный орган, продолжавший функционировать и в XVI в. Это был судебный орган для сословия простых людей. Членами его были копные мужи и копные старцы, проживающие на территории данного копного округа, который не превышал в радиусе 15-20 км. Число членов копного суда не было постоянным и четко определенным. Оно зависело от многих обстоятельств (важности дела, поры года, погоды и т.д.). Но обычно суд считался правомочным, если он состоял из 10-20 членов. Компетенция суда была довольно широкой: он рассматривал и особо опасные преступления (убийства, грабеж и др.) и мелкие правонарушения (потрава посевов). Особенностью копного суда являлось то, что решения (приговоры) его немедленно приводились в исполнение, т.е. практически невозможно было их обжаловать. Но если присутствовавший на копном суде представитель администрации (государственной или панской) усматривал нарушение закона, то он мог потребовать задержать исполнение вынесенного копным судом решения (приговора).

Оригинал Третьего Статута Великого Княжества Литовского 1588г

В отличие от политики Стефана Батория, предоставившего значительную самостоятельность казакам, польская власть Сигизмунда III Вазы пыталась взять под контроль казаков. Это привело к активному протесту казаков против существующего режима в Речи Посполитой. Первая волна казацких восстаний была короткой (1591-1596 гг), а вторая - длительной (1625-1638 гг.)
Восстание Кшиштофа Косинского (1591-1593 гг.) стало одним из первых крупных крестьянско-казацких выступлений. Казаки овладели всей Брацлавщиной, Киевщиной и другими землями. Косинский титуловал себя гетманом и заставлял людей присягать казацкой власти вместо благородной польской. Возле г. Пятки в начале 1593 состоялась решающая битва между казаками и поляками после которой завершается первый этап этой волны восстаний.
 

Восстание Кшиштофа Косинского

В 1594 г. начинаются восстания под предводительством Северина Наливайко. Характерной чертой этого этапа борьбы было сочетание социальной борьбы с защитой православной церкви. На сторону повстанцев перешла значительная часть священников, в том же числе и брат Северина Наливайко православный священник Демьян Наливайко.

В конце февраля 1596 г. по поручению Христофора Радзивилла Огинский взял на себя командование литовским войском, которое отправлялось на подавление восстания Северина Наливайко. В марте Огинский отправился в район Мозыря, который находился под угрозой захвата казаками Матвея Савулы, соратника Наливайко, а затем в мае – соединился с коронным войском коронного польного гетмана Станислава Жолкевского и принял участие в окружении лагеря Наливайко на реке Солоница возле Лубны, которое закончилось капитуляцией казаков (10.06.1596) и страшной кровавой резнёй.

В июле этого же года Огинский отказался от командования, несмотря на то, что ему предлагали должность польного литовского писаря.

Для упрочения католицизма на следующий год после Люблинской унии в Великом княжестве Литовском появились опытные миссионеры ордена иезуитов во главе с главным идеологом контреформации Петром Скаргой. Иезуиты взяли в свои руки образование, занялись благотворительной деятельностью, открыли сеть костелов и монастырей, что принесло свои плоды. Католицизм начал вытеснять протестантские общины, процесс окатоличивания приобрел массовый характер, но встретил массовое сопротивление православного населения и православной церкви.
Поняв, что превратить православных в католиков прямым путем не удастся, Ватикан и правящие круги Речи Посполитой выработали план, по которому объединение католической и православной церкви, якобы в целях преодоления раскола между христианскими церквями, происшедшим еще в 1054 году, должно было произойти под руководством Ватикана. Этот план был поддержан иерархами православной церкви. Началась подготовка к объединению — унии.
 

Петр Скарга

Богдан Огинский принадлежал к защитникам православной церкви. Около 1600 г. Огинский выделил средства на постройку в Евье церкви Успения Богородицы и монастыря при ней. Когда униаты заняли монастырь и Братство Святой Троицы в Вильно, опекуном которого он был, он предоставил изгнанным монахам приют в Евье, а когда король 01.04.1610 г. приказал ликвидировать типографию Виленского Братства Святого Духа, он перенёс типографию в Евье и сделал возможной её работу там. В 1612 г. вместе с сыновьями Яном и Александром он подписал протест православной шляхты против присоединения православного духовенства к Брестской церковной унии.
За счёт Богдана Огинского в Евье издавались православные литургические книги. Эта типография продолжала работать и после 1615 г., хотя главный издательский центр вернулся в Вильно, куда вернулось и Братство, получив от Огинского в Вильно два дома, прилегающие к новой церкви Святого Духа. При православном Братстве Святого Духа возникла школа под названием «коллегиум», в которой учились ученики бурсы, содержавшейся на деньги Огинского.

Первая в мире книга под названием «Букварь» (полное название «Букварь языка славянского») была издана 24 июля 1618 года в типографии Богдана Огинского в Свято-Духовом православном братстве города Евье в Великом Княжестве Литовском. Она была еще и средством воспитания: кроме текстов для чтения, в «Букварь» поместили молитвы, религиозные гимны, заповеди, проповеди, морально-воспитательные тексты.
В 1619 году он посредством нового акта дарения расширил прежние дары для монастыря в Евье, передавая ему усадьбу в Евье, деревни и озёра. Одновременно оговорил зависимость монастыря от православной братской церкви Святого Духа в Вильно и содержание при монастыре школы. Одарил землёй монастырь в Кронях и построил там каменную церковь.

Будучи избран на престол Речи Посполитой, Сигизмунд стремился объединить под своей властью Речь Посполитую и Швецию. На короткое время ему это удалось. В 1592 году он объединил под личной унией оба государства, но в 1595 году шведский парламент избрал герцога Седерманландского регентом Швеции вместо отсутствующего короля.
Во время первой войны Польши со Швецией в 1600 – 1611гг. польский король Сигизмунд III стремился подчинить себе Эстонию и отомстить шведскому королю Карлу IX, который год назад забрал у Сигизмунда шведскую корону. Несмотря на численное превосходство и профессиональные навыки шведской армии, полякам удалось выиграть значительное число сражений: битва у Кокенгаузена, битва у Кирхгольма, битва на реке Гауя и другие. Все это было достигнуто благодаря таланту выдающегося литовского полководца Яна Кароля Ходкевича.
 

Ян Кароль Ходкевич

Однако из-за прекращения финансирования войска Ходкевича со стороны польского короля, внутренних неурядиц рокоша Николая Зебжидовского, русско-польской войны, которая началась в 1605 году, польский король Сигизмунд III был вынужден пойти на мирные переговоры со Швецией, в ходе которых ни одна из сторон не была в состоянии приобрести новые территории.
Огинский принимал участие в первой войне со шведами в Инфлянтах во время летней кампании 1601г., которой руководил великий литовский гетман Христофор Радзивилл. Огинский командовал полком, который 11.05.1601г. был отправлен под крепость Кокенхаузен. 23.06.1601г. он отличился в битве под Кокенхаузеном, после чего остался в Инфлянтах и контролировал в Риге подготовительные работы к осенней кампании Яна Замойского. В начале ноября доставил артиллерию под Вольмар, осаждённый Замойским, что ускорило взятие крепости (в декабре 1601 г.). Зимой 1602 г. он продолжал оставаться в Риге и контролировал там подготовку артиллерии для нужд дальнейшей кампании Яна Замойского.

Попытка Сигизмунда III (1587–1632) укрепить свою власть столкнулась с решительным сопротивлением шляхты, объединившейся вокруг краковского воеводы Николая Зебжидовского. «Рокош» Зебжидовского вылился в гражданскую войну (1607–1609), в которой победила «кресовая» (литовская) шляхта. Король был вынужден отказаться от планировавшихся реформ. «Кресовая» шляхта оказала помощь русскому авантюристу, бежавшему в Литву и выдававшему себя за чудом спасшегося царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. Поддержка Лжедмитрия I стала поводом для вооруженного вторжения в Московское государство, предпринятого шляхтой без предварительного согласования с королем, который, впрочем, поддержал вместе с польскими иезуитами претензии самозванца. Смута начала XVIIв. в Московском царстве создала великолепный предлог для вмешательства Речи Посполитой в русские дела.

Николай Зебжидовский

Во время рокоша 1606 г. Огинский остался в лагере регалистов, принявших сторону короля Сигизмунда III. Он был депутатом на сейме 1607 г. и был назначен в комиссию при короле Сигизмунде III «для успокоения» рокоша. Кроме этого, на этом сейме он вошёл в число комиссаров, назначенных для контроля над строительством замков на восточной границе Речи Посполитой. Был депутатом сейма 1609 г. и стал уполномоченным от Витебского воеводства по коррекции законов и самого Литовского Трибунала, который должен был начаться в ноябре того же года в Вильно. За поддержку Сигизмунд III подарил Огинскому в 1607 г. новые имения и денежные суммы для ведения хозяйства.

Трудно сказать, как именно в сознании Сигизмунда зародилась мысль о короне Московского царства. Решающую роль в этом сыграла возникшая на Руси Смута. Прекращение династии, ряд стихийных бедствий, неурожаи, крайняя непопулярность Бориса Годунова в народе стали причиной ослабления власти в Московском царстве. После внезапной смерти Бориса Годунова в народе укрепилась мысль о воскресшем добром царевиче Дмитрии. Никто не задумывался о том, что сыну Ивана Грозного не в кого быть добрым. Важнее всего казалось то, что Дмитрий был настоящий, законный царь. Нестабильность у соседей была соблазнительной для такой мощной державы, как Речь Посполитая в конце XVI века.
Основная цель Сигизмунда состояла в том, чтобы разрушить Российское государство и навязать католицизм с применением силы или террора, если это необходимо. Лев Сапега, великий канцлер Литвы, стремился к нейтралитету, предложив Борису Годунову «вечный» мирный договор между Россией и Польшей-Литвой, но эта идея не получила поддержки и была отклонена.

Лев Сапега

В апреле 1609 года король Сигизмунде III вызвал Огинского, чтобы тот сопровождал его в походе на Смоленск. Участие Огинского в походе на Смоленск не подтверждено.

На сейме 1611 г. Богдана Огинского назначили одним из комиссаров при гетманах на время московской войны. Затем он участвовал в работе  чрезвычайного сейма 1613 г. и был делегирован в виленскую комиссию «по выплате зарплаты войску» и в комиссию, созванную с целью урегулирования дела татар, осаждённых на территории Речи Посполитой.

Во время сейма в марте 1615 г. он был одним из комиссаров для ведения переговоров с Москвой.  Богдан Огинский избирался маршалком Главного Трибунала Великого Княжества Литовского.

В польско-османской войне в 1620–1621 гг. и Хотимской битве 1621 г. Богдан Огинский в силу преклонного возраста уже участия не принимал, а отправил на неё сыновей Александра и Самуила, а также внука Яна Стэткевича.

Богдан Огинский был женат (брак состоялся до 1583 г.) на Регине из Воловичей (умерла между 1633 и 1646 гг.), с которой имел четверо сыновей: Дмитрия (умер 23.07.1610 г. после возвращения из-под Смоленска), Александра (1590-1653), Яна и Самуила Льва (умер в 1567 г.), трокского стольника* с 1620 г, королевского ротмистра с 1625 г., тиуна трокского с 1533 г., придворного Владислава IV с 1635 г. и четыре дочери: Анну, Барбару, Дороту и Аполонию.

Умер Богдан Марципан Огинский в 1625 г. и был похоронен рядом с женой в построенном им костёле Девы Марии в деревне Крони.
Жизнь  и государственное служение Богдана Марциана Огинского (1568-1625) протекали в период правления трех королей Речи Посполитой: Сигизму́нда II Августа, Стефана Батория и Сигизмунда III Вазы. После его смерти государственную службу продолжили его сыновья: Александр, Ян и Самуил Лев.

Костёл, построенный Богданом Огинским в городке Дорсунишкис недалеко от Круонис