Жизнь Михала Клеофаса Огинского, наследника славного литвинского рода князей Огинских, связана с последним периодом истории Речи Посполитой, которая была образована в 1569г., как союз двух государств – Великого Княжества Литовского и Королевства Польского. На землях образованного федеративного государства за 226 лет его существования проживало много разных народов. Но к концу существования Речи Посполитой (конец 18-го века) большинство представителей элит этих народов, как и весь окружающий мир, воспринимали эту страну как польское государство. В Беларуси в последние годы восстановлены многие памятные места, связанные с именем М.К. Огинского, который называл себя поляком, был польским патриотом, боровшимся с оружием в руках за свободу польского государства и мечтавшим о его возрождении. Работа над проектом по созданию цифрового центра Михала Клеофаса Огинского было начата в 2018г в ту, уже прошлую эпоху, когда мы со всеми хотели дружить и нам все соседи, как нам казалось, дружески улыбались. Заканчивали мы наш проект уже в новое время, когда от нас отгородились колючей проволокой и смотрят в нашу сторону через прицел. С учетом политических сегодняшних реалий неизбежно встают вопросы. Что сегодня для нас значит наследие М.К. Огинского? Кто Вы, Михал Клеофас Огинский, для нас, сегодняшних граждан суверенного государства - Республика Беларусь? Данная статья – это попытка на основе обобщения опыта создания цифрового центра Михала Клеофаса Огинского дать ответы на эти вопросы.

Литературной основой для формирования контента о событиях биографии и эпохе М.К.Огинского стали, прежде всего, его мемуары «О Польше и поляках с 1788 года до конца 1815 года», том 1 и 2, которые были написаны на французском языке и опубликованы в 1826г. В 2015г. эти книги впервые были изданы в Беларуси на русском языке. Издание мемуаров М.К.Огинского на русском языке осуществлено издательством «Четыре четверти» в рамках мероприятий в честь 250 лет со дня рождения Михала Клеофаса Огинского, юбилей которого был внесен в список памятных дат ЮНЕСКО. Это событие произошло благодаря энтузиазму и усилиям многих людей, неравнодушных к истории и культуре белорусского народа.

Мемуары М.К. Огинского, Минск, 2015г.

Первая публикация о связи судьбы М.К.Огинского с землей Беларуси появилась еще в 1959 г. в молодечненской газете «Красное знамя». Её автор - Ада́м Ио́сифович Ма́льдис - советский и белорусский литературовед, литературный критик, публицист, прозаик, переводчик, доктор филологических наук, профессор, автор множества книг по истории литературы Беларуси, включая «Соотечественники: очерки о белорусах и уроженцах Беларуси, обогативших мировую культуру». К сожалению, Адам Иосифович Мальдис ушел от нас 03.01.2022г. Светлая ему память.
Для возвращения имени М.К.Огинского в культурное пространство Беларуси очень много сделал Владимир Григорьевич Счастный (1948 – 2020гг.) - белорусский государственный деятель, дипломат, писатель, критик, переводчик. В 2003 году он был инициатором реставрации бывшего поместья М. К. Огинского в Залесье и получении копии архива М.К.Огинского из Государственного архива древних актов в Москве. Наличие сегодня в Беларуси копии архива М.К.Огинского открывает перед историками и искусствоведами новые возможности для исследований его наследия и событий той эпохи. Перевод мемуаров М.К.Огинского на русский язык выполнили Елена Чижевская, Владимир Базаров и Леонид Козыро. Издание мемуаров стало возможным благодаря усилиям директора издательства «Четыре четверти», Лилианы Анцух.

Проект по созданию цифрового центра Михала Клеофаса Огинского является продолжением усилий и трудов как перечисленных выше людей, так и многих других, не упомянутых здесь, исследователей и почитателей личности и творчества М.К.Огинского. М.К.Огинский в своих мемуарах дает личную трактовку и оценку событий своей жизни, проводит аналитическое исследование исторических событий своего времени, которое основывается на документах, которыми он располагал. Мемуары М.К.Огинского являются историческим свидетельством того бурного времени, события которого отзываются эхом до сих пор. Мемуары демонстрируют незаурядные литературные способности М.К.Огинского. Со страниц мемуаров встаёт высокообразованный критически мыслящий человек с широким государственным кругозором, суждения которого опередили свою эпоху. Доказательством тому служит то, что, как показало время, его прогнозы часто оказывались верными, не потеряв и сегодня своей актуальности. В процессе работы у разработчиков цифрового центра не раз возникало ощущение, что М.К.Огинский через время обращается именно к нашему поколению граждан Беларуси, ставшей независимым суверенным государством, с надеждой, что именно мы сегодня сможем понять и по достоинству оценить его дела и мысли.

Нарратив современников и последующих исследователей жизни и творчества М.К.Огинского, описывающих и трактующих те или иные факты его биографии, отражает индивидуальные оценки и эмоции, идеологические и политические пристрастия каждого конкретного автора и часто не совпадают с оценками самого М.К.Огинского.  При формировании базы данных историко-культурных сведений цифрового центра М.К.Огинского было принято концептуальное решение, что в качестве основного источника сведений о событиях его жизни будут использованы, прежде всего, его мемуары, где М.К.Огинский дает личную трактовку и оценку событий своей жизни. Такой подход к отвечает как юридическим, так и моральным аспектам по отношению к памяти М.К.Огинского.
Для понимания исторического значения личности Михала Клеофаса Огинского и представления сведений о нем и его времени в цифровой форме было необходимо, прежде всего, обозначить временные координаты, пространственные границы событий той эпохи, а также рассмотреть идеологические основы жизни общества в те времена. Время, география и идеология, связанные с историей жизни Михала Клеофаса Огинского и его современников определили состав историко-культурных сведений для формирования контента цифрового центра М.К.Огинского.

Михал Клеофас Огинский

М.К.Огинский родился 25 сентября 1765 года, а ушел из жизни 15 октября 1833года. Соответственно, историко-культурные сведения, которые были превращены  в контент цифрового центра М.К.Огинского, охватывают временной интервал в 68 лет с 1765 по 1833гг. (конец восемнадцатого – первая треть девятнадцатого столетия). Для моделирования и понимания событий той эпохи, в которой рос, формировался и действовал М.К.Огинский, необходимо определить исторический фон и состояние территорий тех стран, с которыми он был неразрывно связан, где протекала его жизнь, поданным и патриотом которых он себя ощущал. Такими историческими территориями, прежде всего, являются земли, на которых располагаются современные Польша, Беларусь, Литва. Территории этих стран в разные эпохи входили в разные государства и  носили разные названия: Полоцкое княжество, Киевская Русь, Великое Княжество Литовское (ВКЛ), Речь Посполитая, Российская империя.

Варшава, 1770 г. Краковское предместье от Замковой площади

Основой жизни общества во времена М.К.Огинского были идеи просветителей (Вольтера, Жан Жака Руссо, Дидро и др.), ставших «властителями дум» образованных современников из аристократических кругов, духовенства, состоятельных представителей третьего сословия. Идеи Просвещения явились естественным продолжением идей гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом, обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Эпоха Просвещения стала временем утверждения и торжества человеческого разума и реализовывалась тогдашним научным и культурным сообществом как социальный и идеологический проект, который заложил основы и дал начало нашей современной эпохи. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течение последующих столетий вплоть до нашего времени сыграли определяющую роль в развитии человечества.

Анисет Шарль Габриэль Лемонье. "Чтение трагедии Вольтера "Китайский сирота" в салоне мадам Жофрен".

Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития государств. Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Устав от многочисленных войн в предыдущие эпохи и, восприняв идеи Просвещения, образованные аристократы всех европейских стран, включая королей и императоров, с энтузиазмом занимались поддержкой музыкантов, художников, литераторов, ученых, соревнуясь друг с другом в блеске своих дворов. Люди искусства и науки перемещались между Парижем, Веной, Берлином, Варшавой, Вильней, Петербургом, Москвой, создавая великую музыку, великолепные живописные полотна, грандиозные театральные постановки. От Парижа до Москвы и Санкт-Петербурга возникает единое пространство блестящего аристократического интернационала, покровительствующего всем видам искусства, а также поддерживающего народное просвещение и науку. Эпоха Просвещения явила миру примеры взлета человеческого духа и разума, сформировала во многом образ жизни человеческого сообщества на несколько столетий вперед, включая наше время. Однако, мечты деятелей Просвещения, что образованные люди станут более добродетельными и более счастливыми, не сбылись. Последующие столетия показали, что под лозунгами той эпохи, которые использовались в разных странах последующими поколениями революционеров и борцов за «всеобщее народное счастье», для миллионов простых людей оборачивались неисчислимыми бедствиями и страданиями в ходе революций, восстаний, которые редко достигали заявленных целей, но останавливали развитие стран, уничтожали мирную жизнь народа на многие годы.

Распространение идей Просвещения в Речи Посполитой неразрывно связано с именем её последнего короля Станислава Августа Понятовского, который правил в течение 30 лет (1764 - 1795гг.). С именем Станислава Понятовского связано многое из того, что в Речи Посполитой, включавшей Польшу и ВКЛ, появилось впервые: первый общедоступный национальный театр (1765); первое государственное светское учебное заведение - Рыцарская Школа Кадетов (1765); первый польский журнал нового типа «Монитор» (1765-1785); первое в Европе министерство народного образования - Эдукационная Комиссия (1773). При Станиславе Августе Понятовском активизировалась реформаторская деятельность, направленная на укрепление государственности Речи Посполитой. Деятели польского просвещения Станислав Сташиц, Гуго Коллонтай выдвинули программу политических и социальных реформ, призванных укрепить польское государство.

Станислав Август Понятовский

Не отставали от Европы и литовско-польские магнаты. Магнатские поместья в Слониме, Несвиже, Слуцке, Шклове, Плещеницах, Щорсах, Дубровне, Ружанах, Свислочи, Гродно, Чечерске, Могилеве и других городах и поселениях земель современной Беларуси становятся настоящими центрами искусства и просвещения, в деятельность которых вовлекались все слои общества, включая крепостных крестьян, талантливых детей которых отбирали для обучения музыке, танцам, живописи и прочим искусствам. Эпоха Просвещения была временем наиболее глубокой и многогранной полонизации культуры Великого Княжества Литовского. Полонизация ВКЛ происходила главным образом благодаря просвещению. Ни до, ни после этого местная магнато-шляхетская культура не идентифицировала себя так сильно с польским языком, с польской национальной традицией. С другой стороны польская культура никогда ранее не испытывала такого доминирования ученых, литераторов и других людей культуры, родившихся в Великом Княжестве Литовском или постоянно проживающих на его территории. В обстановке увлечения идеями Просвещения в разных слоях общества, включая аристократию, духовенство, бурного подъема культуры и образования в Польше при Станиславе Понятовском происходит воспитание, становление личности, формирование мировоззрения Михала Клеофаса Огинского. Вся жизнь М.К. Огинского и все перипетии его судьбы служат прекрасной иллюстрацией настойчивого и последовательного следования идеям и практикам эпохи Просвещения.

Идеология Просвещения - надежда на человеческий разум и гармонию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала.

Жизнь М.К.Огинского была неразрывно связана с бурными событиями его эпохи, полна приключений, смертельных опасностей и риска. Он совершил множество путешествий по дорогам Европы, несколько морских путешествий. Эти путешествия в 18 веке, когда средством передвижения были только лошади, требовали от человека немало сил и мужества. М.К.Огинский не раз был на волосок от смерти, но судьба хранила его. До конца своих дней Михал Клеофас Огинский останется патриотом Речи Посполитой, рассматривая Литву, как её неотъемлемую часть. После скитаний в эмиграции, утратив свои польские владения, после возвращения в Российскую империю и восстановления своих литовских имений он проведет в них, наверное, самую спокойную и счастливую часть своей жизни, наслаждаясь творчеством, сплотив вокруг себя просвещенных людей со всей округи. Представители рода Огинских сделали много хорошего для развития образования, строительства дворцов и храмов, дорог и каналов на землях Литвы и Беларуси. Михал Клеофас Огинский достойно продолжил дела своих предков.

Михалу Клеофасу Огинскому было суждено увидеть крах идей и утопий эпохи Просвещения под сапогами и копытами армий Наполеона, утрату надежд на возрождение польско-литовского государства. Но уже на закате своих дней он выполнил долг просвещенного человека – написал историческое исследование событий своего времени, свидетелем и участником которых он был, - мемуары «О Польше и поляках с 1788 года до конца 1815 года». Со страниц мемуаров встает не только образ той эпохи, но и образ самого М.К.Огинского – человека эпохи Просвещения, верящего в силу разума, организацию жизни общества и отдельного человека на разумных началах в гармонии с природой, патриота своей страны, хранителя традиций своих предков, старающегося передать христианские моральные и нравственные ценности, которым он сам служил, своим детям.

Михал Клеофас Огинский

М.К.Огинский – аристократ, продолжатель традиций рода князей Огинских. Государственность современной Беларуси ведет отсчет с давних времен, начиная с Полоцкого княжества. Поэтому период существования Речи Посполитой с 1569 по 1795 годы – это лишь одна из страниц истории становления белорусского этноса. Этот период надо изучать, сопоставлять с современностью и, по возможности, извлекать уроки из жизни наших предков в польском государстве, сравнивая события эпохи М.К.Огинского и события очередного исторического перелома, происходящего сегодня на нашей земле. Поскольку вся история Великого Княжества Литовского, а затем Речи Посполитой – это бесконечная череда войн, которые неизбежно заканчивались заключением мирных договоров, в этих государствах всегда были востребованы профессии военных и дипломатов. Многие поколения рода Огинских,  начиная с 13 века, отличились на обоих этих поприщах. Они активно участвовали и оставили заметный след в делах государственных образований, в которые входили земли современной Беларуси в разные времена. Михала Клеофаса Огинского с детства растили и воспитывали как аристократа, принадлежащего к высшему сословию, продолжателя традиций государственных деятелей и дипломатов рода Огинских. В ходе своих дипломатических миссий Михал Клеофас Огинский встречался практически со всеми историческими деятелями своей эпохи: королями, императорами, премьер-министрами, другими государственными лицами и историческими персонажами своего времени в разных странах.

Предположительно прием М.К. Огинского с женой в Лондоне

По праву рождения, как представитель древнего княжеского рода, он был принят в высшем свете почти всех европейских стран: России, Франции, Англии, Пруссии, итальянских республик и княжеств. Что мы сегодня вкладываем в понятие «аристократ»? Это высокообразованный человек, у которого не только безупречные манеры и умение достойно вести себя в обществе, но и, прежде всего, это человек чести, морального долга, верности своему слову. Такой человек не только опирается на деяния отцов и дедов, но стремится их развить и приумножить, продолжая династию и передавая достижения предков своим детям.  М.К.Огинский – всей своей жизнью доказал, что он истинный аристократ. Сегодня людей такого типа мы смело можем брать за образец в противовес разнузданным нравам современных политических и общественных деятелей разных стран.
 

Михал Клеофас Огинский

М.К.Огинский – последовательный сторонник гуманистических идей эпохи Просвещения. Михал Клеофас Огинский воспитывался и обучался в соответствии с новыми подходами педагогики эпохи Просвещения. Он с детства впитывал такие идеи той эпохи как вера в разум человека, свобода личности, уважение достоинства человека независимо от его социального статуса, верность долгу и призванию трудиться на благо общества для каждого просвещенного человека. М.К.Огинский останется верен этим идеям просвещения и будет следовать им в своей жизни до последних дней. Воспитание и программа обучения Михала Клеофаса Огинского была нацелена, прежде всего, на подготовку к дипломатической карьере. В течение всей жизни он будет успешно выполнять эту миссию сначала для короля Станислава Понятовского, затем для эмигрантских польских организаций и, наконец, для российского императора Александра I, которого многократно пытался убедить дать автономию присоединенным к России землям ВКЛ. М.К.Огинский на практике воплотил многие идеи просветителей. Он построил в Залесье в своем поместье дворец, развел прекрасный парк, организовал там центр искусств, музыки и просвещения. М.К.Огинский занимался благотворительностью и попечительством учебных заведений в Вильне и Молодечено, поддерживал молодых музыкантов и литераторов, помогал бедным, сиротам и вдовам. И тогда, и сейчас его благородная активная общественная деятельность, которую он понимал как долг и добровольное служение обществу просвещенного человека, может служить примером и образцом для подражания в волонтерской и благотворительной деятельности наших современников.

Значительную роль в воспитании Михала Клеофаса сыграл его гувернер французского происхождения Жан Ролей, уважение и признательность к которому Огинский пронес через всю жизнь. Жан Ролей был вдохновлен трудами Руссо, Вольтера и в своей педагогической практике, воспитывая своих учеников, прививал им гуманистические идеи, к страстным поклонникам которых принадлежал и он сам. Талантливый педагог Жан Ролей в лице Михала Клеофаса Огинского встретил талантливого ученика, который с большим увлечением относился к учебе, очень рано поняв свое будущее предназначение как государственного деятеля.

Камень в Залесье, заложенный М. К. Огинским в честь своего учителя Жана Ролея

М.К.Огинский – государственный и общественный деятель с консервативными взглядами на развитие государства. Шесть поколений Огинских участвовали в сеймах ВКЛ, затем Речи Посполитой и заслужили хорошую репутацию, как представители шляхты тех воеводств, которые располагались на современных землях Литвы и Беларуси. Еще в середине 17 века предки Огинского, как и большинство шляхты ВКЛ, перешли в католичество, породнились с польскими магнатами, имели в Польше значительные земельные владения. Общественная деятельность Михала Клеофаса началась в 1783г., когда он приехал в Троки на выборы в Варшавский сейм вместо своего заболевшего отца. С этого момента и до отъезда во Флоренцию в 1822г. он будет представлять земли Литвы сначала в Варшаве, а после присоединения их к России - в Санкт-Петербурге. Михал Клеофас Огинский получил первый опыт государственной работы в восемнадцать лет, замещая своего отца на Варшавском сейме 1786 года. Он никогда не занимал никаких официальных государственных постов. М.К.Огинский, как сегодня сказали бы, был активным общественным деятелем.

Всё, чем он занимался на государственном и общественном поприще, он делал в силу понимания своего долга приносить пользу обществу, исходя из собственного внутреннего убеждения в правоте тех или иных идей и деяний. При этом ему никогда не изменяли здравый смысл и трезвая оценка соратников и происходящих событий. Если обстоятельства не позволяли М.К. Огинскому достичь поставленных целей приемлемыми средствами, он просто уходил в сторону от дел, будучи свободным и независимым человеком. Он никогда не поддерживал авантюрные затеи своих единомышленников, которые явно не могли достичь заявляемых целей, но привели бы ко многим жертвам и людским потерям для участников и исполнителей затеваемых мероприятий. М.К. Огинский был сторонником реформ и активным участником процесса принятия конституции 3 мая 1791г., что во многом определило его дальнейшую судьбу. Конституция 3 мая 1791г., первая в Европе, безусловно, является значимым историческим документом и памятником конституционного права. При этом, Конституция 3 мая 1791г. служит историческим уроком для современных белорусов, чем обернется для нас польская экспансия.

Оригинал Конституции 3 мая 1791 г. на экспозиции в Щецине.

Конституция 3 мая 1791г. превращала Речь Посполитую в моноэтническое польское государство. Эта конституция уничтожала даже ту небольшую автономию, которую в составе Речи Посполитой имело ВКЛ, согласно своего собственного Статута 1588г., который имеет более древние корни и для современной Беларуси имеет гораздо большее историческое значение. Первый Статут Великого княжества Литовского появился в 1529 году, второй - в 1566 году. В 1588г. издаётся третий Статут, распространивший своё действия на территорию современной Литвы и Беларуси вплоть до 1840 года. Издание Свода законов Российской империи 1842 года было пополнено нормами Литовского Статута 1588г.  Анализируя события, происходившие в Речи Посполитой в 60-е и последующие годы XVIII века, важно отметить, что прогрессивно настроенные круги польско-литовской интеллектуальной элиты стремились преодолеть политический кризис, провести назревшие реформы, используя действующие в стране государственные институты и, в частности, сейм и местные сеймики, что коренным образом отличается от революционных кровавых событий, уничтоживших монархию, например, во Франции. Однако, пример конституции 3 мая 1791г., разработанной представителями высшего сословия, был для абсолютных монархий России, Пруссии и Австрии страшнее примера Французской революции. Поэтому Речь Посполитая, не имевшая крепкой центральной власти и армии, была обречена.  

Тадеуш Костюшко и его армия в битве под Рацлавицами

Отчаянная попытка части патриотически настроенных военных, шляхты, духовенства под предводительством Тадеуша Костюшко отстоять честь гибнущей родины вряд ли могла быть успешной. Повстанцам Костюшко противостояли регулярные армии трех соседних государств. При этом основная масса крестьянского и городского населения была равнодушна к идеям восстания по защите конституции 3 мая, которая была нужна лишь верхушке магнато-шляхетского сословия, но никак не влияла на положение крестьян, ремесленников и городской бедноты. После разгрома восстания М.К. Огинский, несмотря на потерю всего своего имущества, предпочел сдаче на милость победителей эмиграцию на долгих шесть лет. Видя раздрай в польской эмиграции и поняв бесперспективность её борьбы, М.К. Огинский присягнул на верность императору Александру 1, который вернул ему литовские владения рода Огинских. В одном из них, в Залесье, Михал Клеофас Огинский построил дворец с парком, которые стали на десять лет до начала войны 1812г. центром искусств, творчества и просвещения. Центр просвещения в Залесье существовал и после войны вплоть до отъезда М.К.Огинского во Флоренцию. Он много сделал для продвижения и поддержки народного образования в Литве.

М.К.Огинский никогда не выступал против государства, которому служил: сначала Речи Посполитой и её королю Станиславу Понятовскому, а после эмиграции – Российской империи и императору Александру I. Он был последовательным противником любых революционных, радикальных действий. Восстание Костюшко не ставило задач по изменению государственного устройства страны, а только имело цели защиты страны от оккупации и раздела между соседями: Пруссией, Австрией и Россией.  В борцы против царизма М.К.Огинского и его музыку записали уже революционеры 19 – 20-х веков, не очень вдаваясь в подробности истории 18-го века. Если говорить в современной терминологии, то М.К.Огинский был государственным и общественным деятелем консервативных взглядов на развитие государства эволюционным путем на базе совершенствования его правовых механизмов, что несомненно является сегодня для нас примером.

М.К.Огинский – патриот своей страны. Князь Михал Клеофас Огинский, аристократ, наследник славной династии рода Огинских, прежде всего, патриот страны, в которой он родился и жил, которой служил, за свободу которой сражался, гибель которой воспринял, как личную трагедию. Эта страна называлась Речь Посполитая, в состав которой входили и земли современной Беларуси. К началу взрослой жизни Михала Клеофаса Огинского страна, в которой он родился, Речь Посполитая, уже почти 200 лет была польским государством как внутри для большинства магнатско-шляхетского политического класса, так и внешнего окружения страны. Поэтому, М.К.Огинский, хоть и помнил о своих литвинских корнях и как депутат представлял Литву на сеймах Речи Посполитой, он чувствовал себя поляком, родной язык для него – польский, хотя как образованный человек эпохи Просвещения свободно владел почти всеми европейскими языками. Во времена М.К.Огинского существовало лишь географическое понятие – Белая Русь (ныне Могилевская область). После кончины М.К.Огинского белорусскому этносу для самоидентификации предстояло еще долгих 100 лет борьбы и становления в бурях 19-го и 20-го столетий, чтобы стать хозяином на своей земле и «людьми зваться». До этого времени все крутые изменения исторической судьбы людей, проживающих на землях Беларуси решались либо узкой группой правящей элиты как в 1569 году при образовании Речи Посполитой, либо даже без ее участия как в 1795году при её разделе.

Иосиф II, Екатерина Великая и Фридрих II делят Польшу в 1772 году

При этом с каждым новым крутым поворотом хода мировой истории предыдущая история земель Беларуси мало или совсем не интересовала их новых хозяев. Но для людей, которые поколениями жили и сегодня живут на землях Беларуси, ее история – непрерывный процесс. Из поколения в поколение люди передавали любовь к родной земле, защищали ее от врагов, восстанавливали после кровавых нашествий, украшали и развивали свои города и села. Поэтому сегодня на очередном историческом перевале, показав и врагам, и друзьям, кто хозяин на этом клочке земли, белорусский народ не должен вычеркивать никаких страниц своей истории, никого из исторических деятелей, а досконально разбираться в особенностях каждого этапа своего развития и становления, включая польский период нахождения земель Беларуси в составе  Речи Посполитой. Не имеет никакого значения, что М.К.Огинский называл себя патриотом польского государства, существовавшего при его жизни в 18-ом веке. Важно, как он понимал служение своей стране, как практически служил ей. Поэтому М.К.Огинский – это пример и для наших современников, каким должен быть истинный патриот своей страны.

М.К.Огинский – противник Наполеона и сторонник союза с Россией. Особый интерес сегодня для нас представляет история отношений М.К.Огинского с Бонапартом Наполеоном, оценка им деяний и личности Наполеона. М.К.Огинский, также как и Тадеуш Костюшко, отказался сотрудничать с Наполеоном в противовес многим своим современникам, относившимся с восторгом к французскому императору. В отличие от большинства своих соотечественников, М.К.Огинский, еще в 1811г., трезво оценивал как истинные цели Наполеона в отношении Польши, как расходного материала в борьбе за личное мировое господство, так и его возможности победить Россию, у которой бескрайние пространства, суровый климат, могучая армия и преданность народа своему царю и отечеству. Поэтому он отверг предложение о сотрудничестве с Наполеоном, вернулся в Россию и представил Александру I записку с изложением своих взглядов об истинных намерениях Наполеона относительно неизбежной войны с Россией. Последующие события полностью подтвердили прогнозы М.К.Огинского.

Интересным представляется и анализ состава наполеоновской армии, сделанный  М.К.Огинским. Он указывает, что в походе на Россию в армии Наполеона шли «сорок тысяч итальянцев, тридцать тысяч баварцев, двадцать тысяч саксонцев, четырнадцать тысяч вюртембуржцев, сорок тысяч вестфальцев и солдат из рейнской конфедерации, двадцать тысяч пруссаков, швейцарцев, португальцев, шестьдесят тысяч поляков и, наконец, тридцать тысяч австрийцев». Эти цифры подтверждают, что уже в войне 1812г. с Россией воевала практически вся Европа.

Переправа Наполеона через Неман 23июня 1812г.

С началом войны в 1812 г. М.К.Огинский отступает вместе с российской армией через Витебск, и все месяцы войны проводит в Петербурге. Он был лично знаком и с А.В. Суворовым, и с М.И. Кутузовым, отдавая великим русским полководцам дань уважения и симпатии. С М.И. Кутузовым М.К.Огинский был знаком с 1793г и состоял с ним «в дружеских отношениях в его бытность генерал-губернатором Литвы». Вернувшись в Литву после освобождения от наполеоновских войск, М.К.Огинский ужаснулся ее последствиям для земель Беларуси и описал их в своих мемуарах. Немало усилий приложил М.К.Огинский, чтобы добиться прощения для своих современников, которые сотрудничали с Наполеоном вынужденно или по убеждению. 12 декабря 1812 г. Александр I подписал манифест, провозглашавший «Забвение прошлого, всеобщее прощение». Власти не стали преследовать ни участников войны против России, ни тех, кто работал при Наполеоне в органах управления. Это спасло от разорения многие имения, предотвратило эмиграцию шляхты. Дворянство Вильно устроило бал в честь императора России в том же зале, где несколько месяцев назад был такой же бал в честь Наполеона.

Александр 1

Потери убитыми, ранеными и больными в войне 1812г. русской регулярной армией составили около 180 тыс. человек. В ополчение в 1812 году было набрано около 400 тыс. человек. Потери ополчения составили две трети от общего числа — около 130 тыс. человек. Материальный урон  был поистине гигантский. По линии боевых действий все города, села и деревни были разорены и в большинстве сожжены. При этом потери наполеоновской армии, называемой Великой, почти вдвое превысили потери России. Наполеон оставил в России убитыми, умершими от болезней и пленными около 570–580 тыс. человек. Страшная гибель Великой армии произвела на всю Европу колоссальное впечатление. Еще ни одно вторжение не заканчивалось вот так — практически полной гибелью невиданного войска.

История войны 1812г. и её последствия для земель Беларуси, описанные М.К.Огинским по горячим следам этих событий, свидетелем и участником которых он был, очень важны для понимания и оценки происходящего в наше время. Осознанная М.К. Огинским необходимость союза с Россией для сохранности и процветания территорий, которые он считал своей родиной, его вера в непобедимость русского народа в борьбе с любыми захватчиками, делают его союзником нашей современности.

Сожжение знамен перед Наполеоном

М.К.Огинский – всемирно известный музыкант и литератор. Если фундаментальная подготовка к дипломатической деятельности, как наследника знатного и древнего рода, сделали Михала Клеофаса Огинского видным общественным и государственным деятелем его времени, то музыкальный талант и литературные способности обессмертили его имя. Проникнувшись с детства идеями просвещения, он всю жизнь был неразрывно связан со служением культуре во всех ее проявлениях: музыке, литературе, живописи, архитектуре. Он был большим знатоком всех видов искусства, умел их ценить и ими наслаждаться, писал о них, много меценатствовал, помогая развитию других талантов. В творчестве Михала Клеофаса Огинского, настоящего аристократа как в социальном, так и в духовном плане, нашли воплощение его мироощущение и миропонимание в духе передовых идей того времени. Музыкальные произведения М.К.Огинского являются выражением его субъективного, глубоко личного переживания событий, в которых он участвовал. Музыка М.К.Огинского завершала эпохи элитарности и салонного музицирования музыкантов – любителей. На смену шли профессионалы концертной деятельности. Однако, будучи музыкантом-любителем, М.К. Огинский сумел создать музыкальное произведение, которое уже более 250 лет находит отклик в сердцах людей разных стран, сословий, вероисповеданий, политических убеждений. Такое произведение далеко не всегда удается написать даже профессиональным высокоодаренным музыкантам. Его полонез «Прощание с родиной» - это, говоря современным языком, шлягер на все времена. Эта музыка живет и поныне, вдохновляя людей на создание новой музыки, стихов, живописных полотен, новых интерпретаций произведений М.К.Огинского.

В Беларуси литераторы, научные работники, общественные деятели, музыканты и музыковеды сделали очень много для возвращения наследия М.К.Огинского, его музыки и литературы, в культурную жизнь нашей страны. В 1993 году имя М.К. Огинского было присвоено Молодечненскому музыкальному училищу (ныне колледж). В 2005 году рядом с колледжем будет установлен памятник композитору работы скульптора Валериана Янушкевича. В мае 1995 года Посол Республики Беларусь в Великобритании Владимир Григорьевич Счастный познакомился с британскими подданными польского происхождения музыкантами Анджеем и Иво Залускими, которые являются праправнуками Михала Клеофаса Огинского. Братья написали книги о своем знаменитом предке, изданные в Беларуси, и много сделали для популяризации его музыки. Произведения М.К.Огинского исполняют и Национальный академический концертный оркестр под управлением Михаила Финберга, и ансамбль «Классик-Авангард» Белорусской государственной филармонии, и другие коллективы.

М.К.Огинский прекрасно понимал, что степень развития любого народа определяется уровнем развития его культуры, что любовь к прекрасному должна пронизывать все остальные сферы человеческой деятельности. События нашего времени, когда атаки на культуру сегодня корёжат западный мир, разрушая религию, этику, нравственность, стирая нормы морали, делают М.К.Огинского нашим естественным союзником. Опираясь на примеры прошлого, наследие наших предков, мы защищаем наши основополагающие ценности, нашу культуру и наше будущее. Биография М.К. Огинского – это пример гармоничного гуманистического развития человеческой самости, в противовес эгоизму, алчности, когда материальные и меркантильные интересы отдельной личности главенствуют над интересами общества и государства, защищающего свою историю, отстаивающего свои духовные ценности. Подводя итоги сказанному выше, и отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, мы можем ответить так.

Князь Михал Клеофас Огинский для нас сегодня: патриот, для которого любовь к родине была не пустым звуком, а действенным содержанием жизни, когда он, отстаивая честь и свободу своей страны от захватчиков, рисковал жизнью и жертвовал личным благополучием; государственник, который преобразование жизни государства видел только через проведение реформ законными правовыми механизмами, отвергая любые авантюрные революционные действия, которые вели к разрушению жизни и страданиям людей; сторонник союза с Россией, в котором он видел будущее земель бывшей Речи Посполитой, в отличие от мнения большинства своих современников, а ныне их потомков, упрямо мечтавших и ныне мечтающих о возрождении призрака канувшей в лету страны; ярый противник Наполеона, давший уничижительную характеристику захватчику чужих земель, агрессору, мечтавшему о мировом господстве, по сути, военному преступнику, уничтожившему в своих авантюрных войнах сотни тысяч молодых здоровых европейцев и принесших море страданий жителям захватываемых им стран; общественный деятель с активной гражданской позицией, защищавший своих соотечественников, инициатор автономии бывших земель ВКЛ в составе Российской империи; сторонник консервативных традиций, защитник христианских и семейных ценностей, которые он завещал в письме своему сыну; последовательный сторонник и проводник идей просвещения и гуманизма, которые сегодня, в век тотальной лжи, лицемерия и презрения к человеческой личности, приобретают особое значение; выдающийся литератор и музыкант, оставивший нам всемирно признанное наследие и материальные следы своих трудов на нашей земле, которые безусловно, являются нашим национальным достоянием.

Князь Михал Клеофас Огинский, прожив вторую половину своей жизни на нашей земле, сделал много хорошего как для своих современников, так и для нас, их потомков. Поэтому мы с полным правом можем говорить, что Михал Клеофас Огинский НАШ поляк и НАШ земляк, которым мы можем гордиться, а его жизнь и его эпоху должны изучать, досконально знать и делать правильные выводы из этой истории для движения нашей Беларуси в будущее.

Памятник Михалу Клеофасу Огинскому в Молодечено