Госслужба

В Речи Посполитой

Лента событий

1788-1789

Награждение М.К. Огинского орденом Белого орла за заслуги в политической, просветительской и общественной деятельности Речи Посполитой королем Станиславом II Августом. Оценка М.К. Огинским работы Четырехлетнего сейма по подготовке новой конституции.

Бэлза И. Ф.

«Михал Клеофас Огинский»

«Попав благодаря своей компетентности в экономических вопросах в финансовый департамент, Огиньский принимал самое непосредственное, хотя и не официальное, участие в деятельности Комиссии национального образования (Komisji Edukacji Narodowej), которая была организована по постановлению сейма 1773 года и, как подчеркивают польские историки, явилась первым в Европе министерством образования. То было, вне всякого сомнения, наиболее значительное достижение передовой польской общественности той эпохи, которая по справедливости называется эпохой Просвещения. Этот период характеризуется культурно-национальным подъемом в Польше, начавшимся уже в середине XVIII века и продолжавшимся даже в годы самых тяжелых испытаний. Эти испытания сплотили ряды польских патриотов, искавших пути для спасения и возвеличения своей родины. К числу таких патриотов принадлежал и Огиньский. Но далеко не сразу он начал понимать бесплодность той дипломатической игры, в которую вовлекал его последний король, наградивший его уже в 1788 году орденом Белого орла, а в следующем году намеревавшийся послать Огиньского в Константинополь, Англию и Швецию с дипломатическими поручениями».

Михал  Клеофас Огинский

«О Польше и поляках с 1788 года до конца 1815 года»,  том 1

«Только 7 сентября 1789 года была учреждена депутатская комиссия, в задачу которой входила подготовка реформ различных ветвей власти и предложений по проекту новой конституции. Законом предусматривалось, что эта комиссия должна была состоять из одиннадцати членов, из которых пять назначались королем из числа министров и сенаторов, а шестеро остальных составляли палату нунциев, избираемых исходя из их возраста, жизненного опыта, патриотических убеждений или талантов. Вот имена тех, кто составлял эту депутатскую комиссию: Красинский, епископ Каменца; Потоцкий, маршалок литовский; Огинский, великий гетман литовский; Хрептович, вице-канцлер литовский; Коссовский, вице-казначей Короны; Суходольский, нунций от Хелма; Мощенский, нунций от Брацлава; Жалинский, нунций от Познани; Соколовский, нунций от Вроцлава; Вавжецкий, нунций от Браслава; Вейсенгоф, нунций от Ливонии».

Историческая справка. Магнаты и шляхта (настоящие хозяева Речи Посполитой) делали все возможное, чтобы сохранить существовавшие порядки и «вольности», которые, однако, порождали безвластие и анархию и стали основой внутриполитического кризиса, приведшего, в конечном счете, к гибели этого государства. Этот кризис усугублялся религиозно этническими противоречиями, вытекавшими из различия культур и традиций тех земель и народов, которые оказались в составе Речи Посполитой. Нарастание политического кризиса не могло не вызвать беспокойства прогрессивно настроенных деятелей, и в Речи Посполитой стали проводиться реформы государственного устройства. Первые попытки в данном направлении были предприняты уже после Северной войны, в 20–30-е годы XVIII века. Но особенно активизировалась деятельность реформаторов после смерти короля Августа III в 1763 году. Тогда инициатором реформ выступила группировка во главе с князьями Чарторыйскими, которым уже на конвокационном сейме 1764 года удалось провести решения, позволившие не только упорядочить работу сейма (был утвержден новый регламент), но и ограничить применение вето (правда, лишь при рассмотрении финансовых дел), освободить депутатов от необходимости придерживаться инструкций, полученных от местных сеймиков. Реформаторская деятельность была продолжена и при новом короле Станиславе Августе Понятовском, избранном в 1764 году.

Историческая справка. Объединение Княжества с Польшей не могло не сказаться на государственно политических процессах, которые эволюционировали, отражая происходившие в Речи Посполитой изменения, особенности ее общественного строя. Причем уже в XVII века в государстве наметились, а в дальнейшем усилились тенденции, приведшие к его ослаблению, к тому политическому кризису, который и определил его судьбу. Прежде всего, стала ослабевать сама верховная власть. Хотя король и оставался главой государства, его полномочия оказались весьма ограничены условиями, определенными в документах, известных как Пакта конвента и Генриховы артикулы (были разработаны в 1573 году и приобрели силу закона с 1576 года). Эти условия в дальнейшем дополнялись, стали конституционными положениями и получили название «кардинальные права». Именно они гарантировали шляхте сохранение так называемых «золотых вольностей» и сословных привилегий и вместе с тем сужали сферу деятельности короля, который оставался лицом выборным и подконтрольным. В случае нарушения королем кардинальных прав, взятых на себя обязательств, шляхта могла оказывать ему сопротивление, даже вооруженное, путем создания конфедераций. Все это привело к тому, что король не мог принимать самостоятельных решений ни по одному важному вопросу и фактически не обладал полномочиями, необходимыми для управления страной.
Постепенно стала снижаться и эффективность работы сейма – высшего законодательного органа страны. На его функционировании отрицательно сказывались сами принципы организации заседаний и принятия решений на основе единогласия с использованием либерум вето (право любого члена сейма своим протестом ликвидировать постановление сейма) и с учетом инструкций, которые послы (депутаты) получали от поветовых сеймиков и которых они должны были неукоснительно придерживаться. Это приводило к срыву работы сейма, невозможности принятия им решений.