Разделы
Госслужба
В Речи Посполитой
Лента событий
1785-1788
Избрание М.К.Огинского депутатом сейма Речи Посполитой, назначение членом Комитета польского и литовского казначейства и его активная деятельность на этом посту.
Иво Залуский
«Ген Огинского»
«Через два года Михала Клеофаса самого избрали в сейм и впоследствии назначили членом Комитета польского и литовского казначейства. Кроме того, удалось реализовать одну давнишнюю политическую амбицию, которая не давала ему покоя уже несколько месяцев: отменить вымогательские налоги, налагаемые пруссаками на польские корабли, проплывавшие по Висле на прусском ее участке».
Анджей Залуский
«Время и музыка Михала Клеофаса Огинского»
«Огинский являлся членом комитета, проверявшего положение дел в королевском казначействе (то есть в казначействе Польши, но не Литвы). В конце заседания сейма он выступил с речью перед другими депутатами, сенаторами, королем и присутствовавшей публикой, в которой подверг резкой критике злоупотребления прусских таможенников на границе в низовьях Вислы. Выступление было хорошо воспринято.
Подобная деятельность отвечала склонностям Огинского, и он с радостью воспринял свое избрание членом комиссии по управлению казначейством Литвы на период до следующего сейма 1788 года. Молодой человек был перегружен работой, однако это ему нравилось. Создается впечатление, что депутаты, поощряя его трудолюбие, просто перекладывали часть своей работы на плечи более проницательного и знающего коллеги. Более того, он воспользовался своими знаниями и интересом к картографии и составил карту с обозначением всей протяженности литовско-прусской границы, указав на ней все таможенные посты. В устье реки Святой (Швянтойи) находился старый порт, который был обустроен шведами сто лет назад. Огинский сделал обмеры, нанес его на карту и составил смету расходов, необходимых для возрождения порта. Не исключено, что он уже размышлял над стратегией развития польской торговли и стремился найти альтернативу использованию низовий Вислы, где господствовала прусская таможня».
Рамуне Шмигельските-Стукене
«Михал Клеофас Огинский.
Политик. Дипломат. Министр»
«Деятельностью, в которую в 1787-1788 гг. с головой погрузился Михал Огинский, стала проверка работы пограничных таможен и подготовка проектов усовершенствования системы сбора таможенных пошлин. Во время проведения по поручению Скарбовой комиссии ВКЛ проверок состояния дорог и относящихся к ним инженерных сооружений (мостов, запруд, насыпей) М.Огинский углубился в систему таможенной службы ВКЛ и разработал проект оборудования порта в Швянтойи. Ознакомившись с состоянием порта, построенного более столетия назад, М.Огинский выполнил расчеты и подготовил предварительную смету стоимости работ по восстановлению порта.
Проверяя работу таможни, М. К. Огинский лично посетил каждый из таможенных постов, опросил работников, выявил проблемы работы таможни и в письменном виде представил их в отчёте. На что же обратил внимание комиссар? Прежде всего, на неподходящую, с его точки зрения, систему налогообложения товара, при котором таможенная пошлина уплачивается с каждого перевозимого «тюка», при этом в правовых актах не оговорены размеры тюков. В связи с чем, как отмечает М. К. Огинский, купцы, следующие транзитом из Кёнигсберга в Ригу, перед тем, как подъехать к таможне, перепаковывают товар в большие тюки, а, проехав таможню, снова перепаковывают товары, часть продают и на следующей таможне предъявляют то же число тюков. Ещё больший ущерб скарбу наносится, когда таможенная пошлина платится согласно количеству, а не реальной стоимости товара, хотя сами купцы, торгующие дорогими товарами, получают огромную прибыль, государство же тем временем несёт огромные убытки.
Идею возрождения порта в Швянтойи можно выразить следующими словами М. К. Огинского: «Что касается обязанности заботиться о благе страны, каждый гражданин должен стараться и изыскивать пути возрождения торговли, приносящей действительную и очевидную пользу».
Историческая справка. На сохранение целостности ВКЛ, его автономии в составе Речи Посполитой была направлена борьба за отмену статьи постановления Люблинского сейма 1569 года о праве польской шляхты занимать государственные должности любого уровня в пределах Княжества. Также стремились сохранить его финансовую систему, государственное имущество (скарб), монетный двор. Так, для контроля над поступлением и расходованием денежных средств ВКЛ по решению сейма был создан отдельный от Короны финансовый трибунал, который комплектовался из представителей ВКЛ, а во второй половине XVIII века – Скарбовая комиссия. Финансовая обособленность ВКЛ сохранилась до последних дней его существования. До 1775 года на границе с Польшей действовали таможенные конторы и взимались пошлины за ввоз и вывоз товаров. Продолжал функционировать и монетный двор Княжества, имевший право чеканить общую монету. В течение довольно длительного времени (до конца XVII века) Княжество пользовалось и своим государственным языком – белорусским (с 1696 года государственным стал польский язык, но официальные акты на белорусском языке сохраняли свою силу). ВКЛ имело и свои вооруженные силы.
Порт Швянтойи обозначается на картах с 1542 года. Местные жители торговали с соседями, сюда прибывали иноземные купцы. Порт Швянтойи был серьёзным конкурентом других портов, особенно после того, как английские купцы получили привилегию на открытие порта, в который могли бы заходить крупные торговые суда. В течение многих веков здесь находилось единственное литовское «окно в Европу», поскольку Мемель (нынешний литовский порт Клайпеда) ещё в XIII веке начал отстраиваться как северный форпост Восточной Пруссии. В 1685 году посёлку Швянтойи было дано разрешение на самостоятельную торговлю и развитие морского промысла, что оказало значительное влияние на экономику порта. Через порт Швянтойи шла торговля с Англией, Данией. Широко славился Швянтойский порт, пока в 1701 г. во время Северной войны шведский флот не уничтожил его, завалив камнями и песком. И всё же надежда на его восстановление никогда не угасала. В 1925 г. в Швянтойи начались работы по восстановлению порта, созданию рыбачьего посёлка. Но порт всё время заносило песком, и работы продвигались с трудом, поэтому Швянтойи так и не вырос в большой порт. Сегодня Швянтойи известен как курортный посёлок в Балтийском регионе и в Европе. В 1970 г. Швянтойи был присоединен к Паланге и стал частью курорта Паланга.