Госслужба

В Речи Посполитой

Лента событий

1793

Визит короля Станислава II Понятовского в имение Огинского под Варшавой после завершения Гродненского сейма, узаконившего второй раздел Речи Посполитой. Утешение Огинским короля и обсуждение действий польских патриотов.

Михал  Клеофас Огинский

«О Польше и поляках с 1788 года до конца 1815 года»,  том 1

«Король должен был покинуть Гродно через несколько дней после окончания сейма. Он попросил у меня разрешения провести сутки в моей деревне, что в 14 километрах от Варшавы на большом почтовом тракте. Он сказал, что имеет нужду в отдыхе и особенно – в утешении и что он все это найдет, несомненно, в доме человека, которого он уважает и отец которого был в числе его самых близких друзей».
Я старался его развлечь: показал ему свою библиотеку, и он нашел ее прекрасно подобранной, а ее классификацию чрезвычайно одобрил».

Имение Огинских в Гузове под Варшавой

«Затем король добавил: «Неисправимые беды принесла нам эта проклятая Тарговицкая конфедерация! Насколько счастливее была бы Польша, если бы конституция 3 мая, действуя в течение нескольких лет, дала бы ей прочувствовать на себе все преимущества доброго правления!.. Но такова моя горькая судьба: я всегда хотел добра моей стране, но приносил ей только зло! …»
«Все, что я услышал от Вашего Величества, – ответил я, – это лишь гипотезы и предположения, кроме умозаключения о третьем и последнем разделе, который я тоже считаю делом решенным. Это основная причина, по которой я принял решение покинуть родину. Однако я не скрываю от Вас, Государь, что если подозрения и опасения Вашего Величества относительно реакции в стране оправдаются, то я не покину Польшу и охотно стану в ряды тех, кто будет сражаться за ее свободу и независимость».

Историческая справка. В истории же Беларуси начался новый период – ее земли оказались в составе Российской империи. Как же можно оценить нахождение белорусских земель в составе Речи Посполитой в контексте зарождения и развития на них государственности? На этот вопрос нет однозначного ответа. И, тем не менее, проанализированные нами материалы позволяют выделить следующие моменты:
1. Объединение ВКЛ с Польским королевством усложнило развитие как самого Княжества, так и белорусских земель, входивших в его состав. Это касается и государственно политических процессов. В период существования Речи Посполитой они уже во многом развивались не в русле традиций и достижений, которые определились ранее, а под польским воздействием и влиянием той идеологии (так называемого сарматизма), которая здесь господствовала. Но эти традиции и достижения не исчезли на белорусских землях, их сохранению и обогащению способствовало ВКЛ, сложившееся на балто-славянской территориальной и этнической основе и имевшее черты белорусского государства. Княжество активно отстаивало свои интересы и почти до конца существования Речи Посполитой находилось на автономном положении. Однако с образованием Речи Посполитой стала деформироваться и его государственность, и не исключено, что ВКЛ могло превратиться в одну из провинций Польши, ее «кресы всходние». Сторонников этого было немало.
2. На развитии государственности на белорусских землях негативно сказывалась политика полонизации, подрыв позиций православной церкви по мере распространения католицизма, а с конца XVI века и униатства. Это нарушало цивилизационные основы, на которых возникла государственность на белорусских землях. Они, как известно, были связаны с восточноевропейскими православными традициями и достижениями. Усложнилось также и развитие этнических процессов, формирование национального самосознания белорусов. Белорусский этнос уже на начальной стадии оказался разорванным на так называемый политический народ, в который вошла участвовавшая во власти привилегированная элита из шляхты, и основную массу населения – крестьянство и жителей городских поселений, оставшихся фактически вне сферы государственно-политической жизни (к тому же, очень высоким к концу XVIII века в городах был удельный вес иных этнических групп, в частности, евреев). При этом политический народ ВКЛ, осознававший себя литвинами, тяготел к Польше, терял свою традиционно-культурную отличительность, идентичность, испытывая воздействие ассимиляционных процессов. Этому в значительной мере способствовал отказ от родного языка, религии предков, что, в конечном счете, вело к смене национальной принадлежности как белорусской, так и литовской шляхты. Многие из ее среды становились частью новой, складывавшейся в Речи Посполитой, общности – «польского народа шляхетского». В рамках Речи Посполитой продолжала формироваться и развиваться и белорусская народность, представленная в основном крестьянством. Однако о правах этнических белорусов ничего не говорилось ни в правительственных постановлениях, ни в законодательных актах, ни в Конституциях 1791 и 1793 годов. Не учитывали интересы белорусов и руководители восстания 1794 года, в том числе и сам Тадеуш Костюшко, выходец из местной белорусской шляхты, члены тайных организаций, возникших после разделов Речи Посполитой. Некоторые из них ставили лишь вопрос о воссоздании ВКЛ. Неслучайно поэтому основная масса населения белорусских земель спокойно и даже безразлично воспринимала разделы Речи Посполитой. Все это следует иметь в виду, оценивая ее роль в развитии государственности на белорусских землях. Во всяком случае нет оснований называть Речь Посполитую формой белорусской государственности. Эта государственность была связана с Великим княжеством Литовским, но само оно оказалось в сложном положении.

В Речи Посполитой, входившем в нее Великом княжестве Литовском была создана своеобразная и богатая политическая и правовая культура, в лоне которой зародились и были реализованы многие важные идеи и принципы, служившие не только интересам привилегированных сословий, но и полезные и необходимые тогда всему государству и обществу, в том числе и жителям белорусских земель, и не потерявшие значения и в наши дни. Это касается, в частности, идей парламентаризма, разделения властей, межгосударственных связей, роли закона, права.

Исторические справки подготовлены на основе статьи «В составе Речи Посполитой», Петра Дмитрачкова, кандидата исторических наук (https://beldumka.belta.by/isfiles/000167_107859.pdf