Госслужба

В Речи Посполитой

Лента событий

1791

Посещение М.К.Огинским Могилева по поручению короля Станислава Понятовского, прием генерал-губернатором П.Б. Пассеком, встреча и знакомство с князем Григорием Александровичем Потёмкиным-Таврическим.

Михал  Клеофас Огинский

«О Польше и поляках с 1788 года до конца 1815 года»,  том 1

«Задержавшись в Варшаве на гораздо большее время, чем я предполагал, я не мог более откладывать свой отъезд в Белую Русь. Я направился прямо в Могилев.  Генерал-губернатор Могилева Пассек принял меня самым изысканным образом, так как получил благосклонное письмо обо мне от короля Польши.

Я уже собирался отправляться обратно в Варшаву, но узнал, что князь Потемкин посетит Могилев проездом в штаб-квартиру русской армии в Яссах. Любопытство и желание познакомиться с этим необыкновенным человеком заставили меня задержаться.

Я не был российским подданным, и тем меньше причин было у меня льстить ему. С первого же взгляда я заметил, что он выделил меня из прочих и что моя сдержанность его поразила. Не спускаясь с лестницы, я ждал его в апартаментах вместе с двумя вновь прибывшими иностранцами. Он спросил у Пассека, кто я такой, вежливо приветствовал меня, а через четверть часа его адъютант полковник  Баур пришел пригласить меня отобедать с князем».

Могилев, 18 век

«Вернувшись к себе, я располагал несколькими часами до назначенного обеда и стал размышлять об этой редкой случайности, которая давала мне возможность увидеть сблизи необыкновенного и странного человека, который привлекал к себе внимание всей Европы.
Повсеместно ходили слухи, что он мог претендовать на корону Польши. Его сторонники даже не скрывали этого и старались приобрести ему друзей, точнее – оплаченных приверженцев. Я знал, что этот человек, баловень судьбы, не имел серьезного образования и воспитания, но имел очень верный взгляд на все, а его такт и гений изумляли всех, кто к нему приближался. Он мог поставить меня в затруднение расспросами о варшавском сейме и своими замечаниями о новом состоянии дел в Польше. Поскольку ни бояться, ни надеяться со стороны Потемкина мне было не на что, я решил честно отвечать на все его вопросы, и мне это удалось».