Госслужба

В Речи Посполитой

Лента событий

1790

Поездка М.К.Огинского в Лондон, встречи с высокопоставленными должностными лицами Великобритании и выяснение их отношения к Речи Посполитой.

Рамуне Шмигельските-Стукене

«Михал Клеофас Огинский.
Политик. Дипломат. Министр»

«В начале декабря 1790 г. граф М.К.Огинский с супругой и свитой отбыли «на каникулы» в Лондон. Наполовину частная миссия в Великобритании продолжалась около двух месяцев. Основной целью миссии было заручиться политической поддержкой британского правительства и заинтересовать его в укреплении торговых связей с Речью Посполитой.

Поездка аккредитованного в одной стране посла в столицу другой страны вызвала множество дискуссий и предположений в дипломатических кругах того времени. Ходили разговоры о том, что М. К. Огинский готовится перенять руководство посольством в Лондоне. Эту мысль высказал британский посол в Варшаве Хейлз, кроме того, и Ф. Букатый обращался к королю с просьбой об отставке и передаче дел молодому графу. Но в конце 1790 г. Станислав Август считал, что М. К. Огинский ещё недостаточно зрел для исполнения таких обязанностей (напомним, что в то время М. К. Огинскому было 25 лет)».

Лондон, 18 век

«По прибытии в Лондон М. К. Огинский был принят высокопоставленными должностными лицами и самим У.Питтом. В «Воспоминаниях» М. К. Огинский пишет: «Я был представлен королю, королеве и принцессам. Присутствовал при закрытии сессии Парламента, где видел принца Уэльского, герцога Йоркского и других членов семьи. Через несколько дней я написал министру Питту, попросил назначить день и час встречи. Получил написанный его рукой вежливый ответ и в назначенный день явился на встречу. Приглашение от самого премьер-министра в то время в дипломатической практике было исключительно редким явлением. Ни один из аккредитованных в Лондоне дипломатов не удостоился аудиенции премьер-министра.

Во время аудиенции, продолжавшейся более двух часов, обсуждались торгово-политические вопросы взаимоотношений Речи Посполитой и Великобритании. Центральной стала проблема передачи Пруссии Гданьска и Торуня, решение которой У. Питт считал обязательным для укрепления прусско-английского союза. По оценке М. К. Огинского, У Питт отметил, что торговля с Республикой всегда была одним из важнейших интересов Британии и Нидерландов: «Ваше зерно, ваш лён, ваша конопля, ваши лесные материалы и ваша медь, помимо множества другой необходимой нам продукции, прекрасно конкурируют с закупаемой в России продукцией, а ваш лён лучше льна любой страны. Торговля с Польшей особенно выгодна и потому, что, не имея ни фабрик, ни промышленных предприятий, пользуясь множеством всевозможных зарубежных роскошных товаров, вы возвращаете нам, между прочим, с процентами, всё, что от нас берёте. Будьте уверены, судьба Польши и её торговли для нас необычайно важна, и мы сделаем всё, чтобы торговый договор гарантировал вам все преимущества, на которые ваша страна имеет право».

«Но тем не менее по вопросу Гданьска и Торуня У Питт не предполагал оставить за Речью Посполитой каких-либо прав собственности.

За несколько недель, проведённых в Лондоне, М. К. Огинский завязал связи с политиками и купцами. Несмотря на то, что поездка в Лондон не принесла прямых политических результатов, она всё же обозначила определённый перелом в отношениях между Речью Посполитой и Великобританией. Лондонский двор был вынужден чётко обозначить свои позиции, которые до того выражались лишь общими дипломатическими фразами. Стало очевидным, что Великобритания активно поддерживает территориальную экспансию, проводимую её союзником Пруссией, и категорически высказывается за передачу Гданьска и Торуня Пруссии. Лишь в случае согласия Польши и ВКЛ на территориальные уступки появлялась возможность ставить вопрос об утверждении в регионе Балтийского моря свободной торговли.

С другой стороны, активная деятельность М. К. Огинского, встречи и беседы актуализировали вопросы, связанные с Речью Посполитой, вызвали интерес британского общества к стране и способствовали формированию общественного мнения по вопросу перемен в форме правления польско-литовского государства».